Шри Арун Дубей – мастер индийского классического вокала и Наад йоги с более чем 20-летним опытом преподавания в различных странах. Он также является музыкальным и мантро-терапевтом, а его исследования в области Наад йоги открывают новые горизонты в понимании связи между звуком, сознанием и здоровьем. В этом интервью с ним мы поговорили о музыке, духовности и, конечно же, вегетарианстве.
— Шри Арун Дубей, как вы пришли к занятию индийским классическим вокалом? И чем он в первую очередь отличается от западного классического вокала?
— Я родился в музыкальной семье в индийском городе Гвалиор с очень древними музыкальными традициями. Дедушка Аруна джи был довольно известным музыкантом в традиции «Гвалиор Гхарана». Это духовная музыка, которая исполнялась раньше только в храмах и дворцах. Мой дядя тоже был музыкантом.
Я обучался индийской классической музыке с детства в семье, а затем получил профессиональное музыкальное образование.
В первую очередь, индийская музыка отличается от западной микротонами, которые может услышать только натренированное ухо. В западной музыке ноты разделены чёткими паузами, а в индийской традиции каждая нота плавно переходит одна в другую, создавая поток. Кроме того, в индийской музыке особый ритмический паттерн (тал), которого нет в других музыкальных культурах. Этот ритм в сочетании с нотными комбинациями и микротонами даёт тот неповторимый вкус индийской музыки.
— Связана ли индийская классическая музыка с духовной практикой? И как, по вашему мнению, музыка может повлиять на внутреннее состояние человека?
— В индийской музыке есть система настройки человека как музыкального инструмента. Мы настраиваем себя, своё тело, свой ум и свою душу с помощью нот. И это напрямую связано с внутренним и внешним исцелением и соединением со своей природой. Мы рассматриваем человека не просто как физическое тело, а как 5 уровней: физический, энергетический, ментальный, интуитивный и духовный.
Музыка — это не просто искусство, это духовная практика. Она позволяет нам синхронизировать ум, тело и душу. Музыка способна вознести нас на более возвышенные уровни.
— Вы преподаете музыку и вокал более 20 лет в разных странах. Какие трудности и возможности вы видите при обучении учеников из разных культур?
— Конечно, порой возникают проблемы с взаимопониманием и языковыми барьерами. Есть некоторые сложности, но, несмотря на это, я хорошо себя чувствую в общении с иностранцами. Преподавание иностранным студентам развивает во мне терпение и приносит пользу моей музыкальной практике.
Сложности часто возникают с теми студентами, у которых уже есть музыкальные знания в другой традиции, например, в западной классической музыке. Для них трудно принять индийскую музыкальную систему. Но если они действительно хотят обучаться, то должны проявить смирение и быть готовы вернуться на уровень новичка. В этом случае обучение будет эффективным.
Иногда мне самому трудно опуститься на уровень ученика и углубиться вместе с ним в изучение, но я всегда готов к этому. Я чувствую удовлетворение от такого процесса и наблюдаю хорошие результаты. Для меня это отличная практика и возможность развиваться.
— Как вы считаете, какие ключевые качества должен развивать человек, стремящийся овладеть искусством индийского классического вокала?
— Я считаю, что для овладения индийским классическим вокалом нужно развивать несколько ключевых качеств. Во-первых, это принятие и смирение перед другой культурой и музыкальной системой. Если есть смирение, принятие, смелость, намерение, дисциплина и желание погружаться в индийскую музыкальную традицию, то человек сможет научиться. Самое важное — это любовь, стремление к искусству и уважение к нему. Те, кто действительно хочет учиться, не нуждаются в чем-либо другом, кроме любви и уважения к культуре.
Важно быть как ребенок, который с уважением относится к учителю и знаниям. Тогда результат будет хорошим. И ещё одно не менее важное качество — терпение. Терпение помогает найти внутренний баланс, который необходим для обучения. Когда мы сбалансированы, мы можем освоить любую дисциплину. Музыка — это язык Бога, и если у нас есть правильные эмоции и чувства, мы, конечно же, можем обучиться.
— Как вам удается сохранять традиции индийской музыки, при этом адаптируясь к запросам и особенностям современных учеников?
— Это действительно хороший вопрос, потому что в наше время ситуация изменилась. Мы сталкиваемся с огромным влиянием не только западной, но и электронной музыки. Для сохранения традиционного искусства важно взаимодействие с государственными и культурными структурами, которые помогают поддерживать эти традиции для будущих поколений. Необходимо предпринимать усилия, чтобы сохранить природу и традиции.
Я лично привожу с собой традиционные музыкальные инструменты и показываю их. Кроме того, я взаимодействую с музыкантами и поддерживаю тех, кто стремится к сохранению естественного звучания. Я провожу мастер-классы, где обучаю людей важности использования традиционных инструментов и методов. Я также подчеркиваю, что всё, что мы отдаём природе, возвращается к нам. Если мы производим искусственную музыку или музыку, созданную с помощью машин, мы получаем ту же энергию в ответ. Поэтому важно, чтобы мы осознавали это и изменяли свои привычки.
Мои занятия включают не только традиционную музыку, но и мантры и другие духовные практики. Это помогает ученикам развивать новый вкус к музыке и духовной практике. Часто ученики отмечают, что после занятий они чувствуют себя лучше и стремятся к такой музыке в своей жизни. Таким образом, я продолжаю сохранять и развивать традиции индийской музыки, сочетая их с современными запросами и практиками.
— Расскажите, пожалуйста, о направлении Наад йоги. В чем заключается суть этой практики и как она влияет на сознание и здоровье человека?

— Наад-йога — это практика, которая объединяет тело, ум и дух через звук и музыку. Суть наад-йоги заключается в соединении с потоком энергии, который пронизывает всё сущее. Это высокая практика, направленная на достижение более глубоких уровней сознания, выходящих за пределы физического и ментального уровней. В наад-йоге мы стремимся соединиться с потоком энергии через звук, что помогает нам достичь состояния гармонии и баланса.
С помощью наад-йоги мы работаем с различными уровнями нашего существования. Физическое тело соединяется с ментальным через энергетическое тело или прану. Мы интегрируем ментальное тело (маномая коша) с телом блаженства (Анандамайя коша) через интуитивное тело (виджнянамайя коша). Понимание и управление этими потоками, праной и интуицией, осуществляется через практики наад-йоги.
Практика наад-йоги очень важна в системе йоги и в музыке, поскольку музыка помогает легче и быстрее соединиться с космической энергией. Музыка, будучи способом передачи звуковых вибраций, облегчает доступ к высшим уровням сознания и гармонизации.
Наад-йога включает практики с ритмом и без ритма, что позволяет глубже соединиться с собой. Ритм создаёт поток, который помогает нам настроить себя как инструмент, и поэтому мы используем ритмические упражнения. Композиции в индийской музыке могут быть фиксированными или нефиксированными, что позволяет разнообразить практику и подход к ней.
Эта практика позволяет нам выходить за границы обычного умственного процесса и погружаться в состояние, где ум растворяется, и мы подключаемся к более глубоким уровням сознания. Важно помнить, что здоровье следует рассматривать не только на физическом уровне. Многие психосоматические заболевания возникают из-за проблем на более тонких уровнях. Очищение, которое происходит на этих уровнях, может быть воспринято как болезнь, если его не понимать.
Практика наад-йоги помогает достичь осознанности и понимания процессов внутри нас. Мы развиваем способность наблюдать, что происходит в нашем теле, уме и энергетическом состоянии, что позволяет легче решать проблемы и улучшать качество жизни. Это требует не только знания, но и практического применения. Понимание приходит через практику, а не только через теоретическое изучение.
Таким образом, наад-йога открывает новые уровни осознания и понимания, способствуя улучшению здоровья и качества жизни.
— Как вы используете мантры и звуковую терапию в своей практике? Можете привести примеры, когда мантра-терапия привела к значительным изменениям в жизни ваших учеников?
— Мантры и звуковая терапия играют ключевую роль в моей практике. Мантры представляют собой священные звуки, которые, согласно ведическим традициям, связаны с космическими энергиями и природой. Они используются для настройки сознания и тела, их можно рассматривать как способ связи с более высокими уровнями энергии и сознания.
В практике мантры есть три аспекта: мантра, янтра и тантра. Мантра — это звуковая практика, янтра — это инструменты, включая наше тело, а тантра — это определённая система и процесс использования звуков. Например, мантры могут быть использованы для работы с чакрами, настраивая тело и сознание. Через определённые звуковые практики и дыхательные техники мы поднимаем уровень сознания и находим гармонию.
Мантры помогают не только на физическом уровне, изменяя химический и гормональный состав в теле, но и на ментальном уровне, останавливая ум и соединяя нас с высшими энергиями. Это естественный процесс, который приносит приятные ощущения и наполняет нас позитивной энергией.
Среди моих учеников в России есть: Катя из Сергиева Посада, Артём из Оренбурга, Наталья из Калининграда, Любомир из Сочи.
Обратная связь от учеников, с которыми я работаю уже полтора года, показывает, что мантры действительно приносят позитивные изменения, даже при регулярной практике раз в неделю. Это свидетельствует о мощном влиянии мантр на наше самочувствие и жизнь в целом.
Мантры — это не просто звук, это глубокое соединение с природой и первоисточником. Практика требует уважения, терпения и глубокого погружения, но она обязательно принесёт позитивные результаты и улучшит качество жизни.
— Расскажите о вегетарианстве в вашей жизни. Был ли это ваш осознанный выбор?
— Вегетарианство — это не просто выбор, это часть моей жизни с самого рождения. Я родился в традиции браминов, и для меня вегетарианство — это естественный образ жизни. Я никогда не пробовал мясо и не пил алкоголь, поэтому моё питание всегда было органично связано с моей культурой и традициями.
Для меня вегетарианство — это не только способ питания, но и часть моего духовного и физического состояния. Я считаю, что вегетарианская диета способствует более позитивному состоянию сознания, подобно тому, как индийская музыка влияет на наше восприятие мира. Это своего рода гармония, которая отражается в моей музыке и практике.
У меня есть интересная история из Ташкента, где я работал. Один из моих помощников был удивлён тем, как я мог быть энергичным и активным, несмотря на то что я вегетарианец. Он даже показывал меня своим детям как пример, удивлённый тем, что я способен работать целый день. Он всегда считал, что люди, не употребляющие мясо, не могут быть полны энергии. Я объяснил ему, что сила и энергия не зависят от мяса, и привёл пример со слоном, который является самым крупным и мощным животным на планете и полностью вегетарианец.
Я часто говорю своим ученикам, что вегетарианцы имеют особый звук в музыке и что их мантра звучит по-другому. Вегетарианская жизнь поддерживает более здоровый образ жизни и способствует целебности. Я не испытываю проблем с отсутствием каких-либо элементов, как иногда утверждают, и верю, что здоровая жизнь и система аюрведы полностью основываются на вегетарианстве как природной и естественной системе.
— Какие у вас есть планы или проекты на будущее, связанные с музыкой и йогой?
— В будущем я планирую сосредоточиться на обучении людей тому, как жить в гармонии с природой. Мой проект будет направлен на развитие целительского искусства через понимание природных наук.
В индийской системе есть понятие санатан-дхарма, что означает понимание нашего долга перед природой и обществом. Это понимание того, что мы имеем право взять от природы, но также должны отдать природе, поддерживая её гармонию.
Я разработал курс «Соединение музыки и йоги». Этот курс охватывает не только музыку и йогу, но и включает элементы астрологии, васту и санскрит. Я обучаю людей понимать мантры и использовать их вместе с музыкальными и йоговскими практиками, чтобы прийти к гармонии и здоровью.
Моя цель — сделать так, чтобы это обучение помогло не только отдельным людям, но и обществу в целом стать здоровее, а в перспективе улучшить состояние планеты. Курс сочетает теоретические знания с практиками, включая мантры, асаны и их сочетания.
Приглашаю всех попробовать мой курс и внести свой вклад в создание системы, которая служит природе и обществу, работая через природу и для природы.