Самый престижный кинофестиваль спортивных фильмов – Sport Film Festival, который проводят в Италии, в Палермо, в 2017 году отдал главную награду российскому фильму «Изгой» режиссёра Юрия Сысоева. Картина производства кинокомпании «Амарант» стала первым в истории фильмом о здоровом образе жизни.
Режиссер фильма и генеральный продюсер кинокомпании «Амарант» Юрий Сысоев рассказал Vegetarian о принципах нравственного кино и режиссерской ответственности, о здоровой пропаганде среди молодежи и личном опыте вегетарианства.
Юрий, фильм «Изгой» – первый в истории фильм о здоровом образе жизни. Почему вы обратились к этой теме?
У меня изначально была идея сделать что-то про здоровый образ жизни. Потому что об этом мало кто что делает. А если делает, то очень искаженно. Сейчас, к сожалению, идет очень активная, но, на мой взгляд, неверная пропаганда здорового образа жизни. Она агрессивная и даже негативная. Вам навязывают, что вы живете неправильно, что вам надо заниматься спортом. Это деструктивно. Потому что основа педагогики – это личный пример. Абстрактными призывами ничего не изменишь, только личным примером можно вдохновить людей. Я в этом на себе убедился.
Когда я перешел на веганство, я никого не агитировал, но при этом окружение мое либо ушло из моей жизни, либо приняло мою сторону. У меня даже родители перестали есть мясо. Хотя моему папе сейчас 70, маме почти 60. И я не навязывал. Просто в определенный момент они попросили, расскажи. И я рассказал. Также мой лучший друг и совладелец кинокомпании «Амарант» Алексей Фурсенко стал веганом через какое-то время. У него сейчас двое детей, прекрасных, на веганстве воспитанных, и у них все замечательно.
И наш герой – он такой. Он не ходит по лавочкам к этим алкоголикам и не пытается переубедить их, что они живут неправильно. Он идет своим путем, у него есть свое предназначение. И он добивается результата. И об этом хотелось сказать. Когда внутри тебя есть сила, когда внутри есть стержень, ты своим личным примером, не навязывая, можешь зародить здравое зерно. Кинематограф так и действует. Хорошее кино, оно не будет учить чему-то. Оно может посадить зернышко, которое потом, впоследствии, прорастет.
Почему ваш герой – «изгой»? Как возник именно такой образ?
Самый первый импульс к созданию фильма произошёл, когда я шёл из магазина, с двумя пятилитровыми бутылками воды в руках. Они тяжёлые достаточно, и я шёл и тренировался – делал упражнения, так скажем, для бычьей шеи. Эти движения достаточно забавно выглядят со стороны. Я иду, тренируюсь и слышу с лавочек смешки. Оборачиваюсь, а там определенный контингент выпивающих людей, которые смотрят на меня, повторяют вот эти движения и высмеивают меня.
И мне пришла мысль в голову: черт побери, я чувствую себя неловко, меня высмеивают, а я пытаюсь заниматься спортом, даже когда свободного времени нет. А если бы я шёл с двумя бутылками водки и вливал бы их в себя такими же движениями, я был бы абсолютно из их мира, они бы даже на меня внимания не обратили. А так я был каким-то раздражителем для них. И я себя почувствовал изгоем в тот момент.
До съемок фильма вы были знакомы с уличным воркаутом? Почему выбрали в качестве вдохновляющего примера именно этот вид спорта?
Мы снимали Мишу Баратова, который играет главную роль, в программе «Галилео» на канале «СТС». И тогда узнали от него, что такое воркаут. Он рассказывал, что ребята, которые пытаются на турниках заниматься, особенно в глубинке, сталкиваются с осуждением окружающих. Даже профессиональные спортсмены, те же бодибилдеры, не воспринимают их всерьез, говорят, что это не спорт. А люди достигают на турниках очень больших результатов. Очень много есть хороших людей, которые развивают воркаут на русской земле. Тот же Денис Минин. Он и вегетарианец, насколько я знаю. Он очень активно развивает это на постсоветском пространстве, в частности, в Украине. Сейчас это имеет большой резонанс, даже начинает входить в некую моду. Но подавляющее большинство, к сожалению, пока смотрит на это с осторожностью, с неким осуждением.
Наш главный герой – спортсмен, не олимпийского какого-то вида спорта, а обычный уличный гимнаст. Но уровень у него достаточно высокий. Потому что у нас сейчас иногда на улице люди делают то, что олимпийские чемпионы не могут. Особенно в нашей стране ребята действительно очень талантливые есть. Более того, Миша Баратов – идеолог воркаута, у него большая аудитория учеников в интернете, к нему обращаются за консультациями, и он просвещает людей в этом направлении.
Воркаут, я считаю, и вообще любой оздоровительный спорт, это отличная альтернатива, где могут реализовываться молодые ребята. Хотелось это показать, потому что никто не показывает. Сейчас, в век интернета, в век технологий, в век активного кинематографа, мы можем показать молодым людям, что у них есть альтернативные пути развития. Что у них есть выбор. И для того, чтобы встать на какой-то правильный путь, много усилий не нужно. Наш герой подал пример, и ребятам, которые за ним наблюдали, просто захотелось к нему подойти, научиться так же. Это хотелось показать – что начать всегда легко. И что никогда не поздно, главное, не надо ничего бояться.
Вы сами или ребята из съемочной группы занимаетесь воркаутом?
Сам я не занимаюсь воркаутом, я занимаюсь фитнесом, боксом, настольным теннисом, футболом, много чем. Батутным спортом. Всего по чуть-чуть. Но у меня нет цели достичь каких-то результатов. Я определил для себя главную формулу, что я занимаюсь для здоровья. То есть это оздоровительный спорт, в первую очередь. Хожу на батуты – там укрепляются ноги, мышечный корсет. Бокс даёт бойцовские навыки, скорость, хорошую аэробную нагрузку. Тренажерный зал – развитие мышечной массы. Для веганства, я считаю, это очень важно. Когда я вижу веганов и вегетарианцев, мужчин, которые весят по 40 килограмм, мне кажется, это не совсем нормально. Хотя это лично моё мнение. Конечно, как кому комфортно, как каждый себя ощущает, мы все люди разные, разной структуры, разной внутренней организации.
Но у нас после первого же трейлера люди, которые не знали, что есть такой оздоровительный спорт, начали интересоваться воркаутом. Мы сами во время съемок стали больше узнавать про воркаут, начали заниматься. У оператора-постановщика и сопродюсера фильма Алексея Фурсенко маленькая дочка стала говорить: «Папа, я тоже хочу».
Наш фильм заканчивается словами: «Один простой пример убедительнее сотни красивых проповедей», так и происходило. У фильма в интернете сейчас на канале наших партнеров миллион просмотров, у нас чуть поменьше. И это меньше, чем за год. Я считаю, что это большой успех, потому что короткометражное кино и вообще кино на YouYube не особо котируется. Это формат вне трендов. Поэтому это цифры вполне достойные, я считаю. Интернет – это огромное оружие, в хорошем смысле, и его можно использовать, чтобы позитивно влиять на общество. В этом была задача фильма.
Когда вы снимали фильм, вы рассчитывали на какой-то фестивальный успех?
Это вообще экспериментальная картина, она больше была ориентирована на интернет-аудиторию. То есть это больше фильм – социальный ролик. И я не боюсь этого словосочетания – социальный ролик. Мы попробовали себя в другом направлении, это наш второй проект, который лег на другую аудиторию. И когда мы эту картину создали, мы не ожидали, что большой отклик будет от кинофестивалей со всего мира. Потому что конкретная задача была – это YouTube аудитория, молодые ребята, мы хотели мотивировать их на спорт, на ЗОЖ, плюс легко, ненавязчиво давая тему вегетарианства.
Никто в нашей компании не ожидал, что будет такой бум, потому что наш фильм в итоге объездил все шесть континентов. Он был в Южной Корее, он был в Африке... в Африке! Я отсылал его туда с такой снисходительной ухмылкой, думал, ну как они в Африке могут проникнуться ситуацией в России... но видимо, это имеет отражение во всех странах, и люди, которые отвечают за отбор фильмов, видимо, на этих фестивалях разделяют нашу позицию. И они решили нам таким образом помогать.
Московская премьера состоялась в начале 2017 года в Москве, в кинотеатре «Иллюзион», а мировая премьера – через три месяца в Лос-Анджелесе на кинофестивале Sunset Film Festival. Это достаточно крупный кинофестиваль, Марк Мос, программный директор этого фестиваля, занимался прокатом фильмов «Гладиатор», «Миссия невыполнима». Он же нас пригласил ещё через год на Hollywood Screenings Film Festival.
И, конечно, самый большой кинофестивальный успех у нас произошел в Италии на кинофестивале Sport Film Festival в Палермо. Это самый престижный кинофестиваль спортивных фильмов в Европе, он 40 лет проводится, у него уже большие традиции. Мы вообще не ожидали, что это будет большой фестиваль. И так получилось, что у нас тогда снимался другой проект, и никто из нас на фестиваль не поехал. А на фестивалях есть такое негласное правило, что, если ты не приезжаешь, тебе награду не дадут. Потому что фестивалю нужно, чтобы кто-то вышел на сцену, чтобы сфотографировать победителя, чтобы был инфоповод. И то, что они дали нам главный приз, значит, что это абсолютно чистое судейское решение. То есть никаких подводных камней там не было, что приятно и за что большое им спасибо.
А что касается социального отклика? Ваш фильм уже стал участником нескольких социальных программ в разных странах.
Да, в Австралии, после кинофестиваля в Сиднее, нам написали с просьбой дать фильм бесплатно на социальную программу Австралии. Это одна из самых непьющих стран, которая ведет здоровый образ жизни. Там турников по всем пляжам полно. Они взяли фильм в социальную программу Сиднея и показывали его с английскими субтитрами по всем школам, колледжам и университетам Сиднея в течение всего прошлого года. У нас сейчас по Подмосковью то же самое делают. Мы познакомились с определенными людьми из Правительства Московской области, и сейчас идут показы по школам и колледжам Подмосковья.
«Изгой» не первый ваш проект в направлении так называемого нравственного кино. Как и почему вы начали снимать такие фильмы?
Наш первый фильм «Спринт» – это фильм о мечте, о том, как важно следовать своему предназначению. Потому что у каждого из нас где-то внутри есть мечта, но жизнь, хлопоты, семья, работа – они забирают все время, и в итоге мечта остается десятым делом. И нам хотелось мотивировать людей на собственные большие свершения, что не надо откладывать мечту, нужно реализовывать ее здесь и сейчас. Мы сняли эту картину, и она начала воздействовать на людей. Люди писали нам письма о том, как им фильм помог изменить жизнь. И это очень здорово. Мы поняли, что можем делать хорошее кино, можем позитивно воздействовать на зрителя.
И вот кино – это моя мечта. Я всегда хотел делать большое кино, у которого будет глобальная задача, которое будет нести благость и возрождать нравственность. Потому что кино имеет непосредственное влияние на зрителя. И я своим творчеством стараюсь не навредить, а дать что-то хорошее. Даже если есть что-то негативное у меня в картинах, оно должно служить высшей благостной цели. В этом для меня заключается понятие режиссерской ответственности, которое я для себя вывел. И еще путеводителем в этом направлении для меня служит фраза театрального режиссера Георгия Товстоногова, что «задача искусства – пробуждать совесть человека». И таким кинематографом мы хотим заниматься.
Для этого мы с моим другом, актером Алексеем Фурсенко в 2012 году и создали кинокомпанию «Амарант». Для нас это больше кармическая задача снимать такие фильмы. Название у компании тоже символичное. Кино – это бессмертное искусство, а амарант – цветок, символ бессмертия. Семя амаранта, кстати, очень полезное, оно является единственным источником сквалена, растительного аналога стволовых клеток.
Наша компания работает не только в сфере кино, но и в коммерческой сфере, мы производим рекламные ролики для различных компаний. Естественно, мы не снимаем ни в коем случае алкогольную продукцию, мясо, молоко, хотя предложения были. И у нас есть некое ответвление: ДНК – Департамент нравственного кино. Это как раз все некоммерческие проекты. Здесь у нас нет цели заработать, потому что эти бюджеты просто невозможно отбить. И в обеих картинах – и в «Спринте», и в «Изгое» все актеры у нас снимались бесплатно – просто за возможность сделать что-то хорошее. У нас снимались мощные артисты. В «Спринте» – Антон Буглак, актер Театра Сатиры, звезда «Папиных дочек» Мирослава Карпович, Алексей Фатеев и другие ребята из Театра Маяковского в «Изгое». Мы все объединились вокруг этой идеи. И это очень здорово, как Вселенная объединяет, сводит людей вместе.
Расскажите про кинокомпанию «Амарант», в чем ее уникальность?
«Амарант», по сути, является первой в России крупной вегетарианской кинокомпанией, которая ставит перед собой задачи создания художественных фильмов на тему осознанности и развития. Быть первыми, безусловно, приятно, но в мире «киношников» мы частенько воспринимаемся как белые вороны. «Фильм про ЗОЖ? Да зачем это нужно? Кому это нужно?» – мы такое слышим постоянно. Но победы на кинофестивалях и миллионы просмотров на YouTube всецело отвечают на эти вопросы.
Кстати, интересный момент был на съемках фильма «Спринт». Когда мы уже собрали команду для реализации фильма, выяснилось, что каким-то магическим образом где-то 70% съемочной группы оказалось веганами или вегетарианцами. И это очень здорово, что сработал закон Вселенной – подобное притягивается. Хочется, чтобы вегетарианцы объединялись, чтобы вместе делать что-то хорошее. Потому что, если человек встал на этот путь, он уже сделал очень верный выбор в пользу осознанности.
Кстати, расскажите, как вы сами встали на этот путь?
Я сделал очень резкий переход, у меня характер такой. Если я принял решение – всё. Я был мясоедом, стал сыроедом. Да, сразу, за один день. Потом я откатился к веганству, мне так комфортнее стало. Потому что в современных фруктах и овощах очень много пестицидов, и в Москве достаточно трудно найти натуральные продукты. Когда я уезжаю куда-то, это другое дело. Например, когда я был в Черногории год назад, я просто жил на одних ягодах, и я там исходил все горы, по 20 км в день вверх, и при этом ел одни ягоды. И замечательно себя чувствовал. А синтетические фрукты и овощи, конечно, не дают ни насыщения, ни полезных элементов. Конечно, очень много предубеждений существует по поводу вегетарианства, просто надо с умом все делать. Люди просто сами портят себе здоровье, неумело это делая. Потому что переход – это в любом случае стресс для организма.
У вас есть какие-то личные рецепты, как избежать стресса при переходе?
Я просто слушаю свой организм, пробую различные вещи. Например, поскольку я занимаюсь спортом, я регулярно употребляю спирулину. Кто-то говорит, что ему вообще не помогает. Мне помогает, я чувствую это на тренировках и после. Но я живу по такому правилу, что я себе ни в чем не отказываю. Я себя не ограничиваю. Люди мне говорят, что я себя ограничиваю. Но если я захочу съесть мясо, я в тот же день закажу себе стейк и съем его. Это то же самое, что, если я захочу съесть, например, камень, я его съем. Но я же не ем, правильно? Я ем все, что мне захочется. Я не пью молоко четыре года, но я уверен, что, если я захочу его выпить, я его выпью. Если я увижу благостную корову, которая живет в благости и в дружбе со своим хозяином, как у меня было с бабушкой, ныне покойной. У нее в деревне была корова, они были лучшие друзья. Серьезно, корова с ней в церковь ходила и ждала ее, как собака у дверей храма. Вот из-под такой коровы я бы, наверное, попил молока. Но когда знаешь про все эти скотобойни, условия, в которых содержатся животные, такого желания не возникает. По крайней мере, это не для меня.
Какими проектами в ближайшее время порадует кинокомпания «Амарант»?
Сейчас мы сняли еще одну картину, мы ее выпустим в ближайшее время. Она будет называться «Притча о маленьком зле». Это еще один, третий для нас эксперимент, не похожая на другие картина. Есть знаменитая притча, благодаря которой Владимир Высоцкий бросил употребление алкоголя на длительный срок и лучшие свои произведения написал за этот период. Знаменитое трезвое лето Высоцкого. Он услышал эту притчу от тибетского монаха. И когда я ее прочитал, я понял, надо снимать. И у нас получилась такая своеобразная «десятиминуточка», коротенькая.
Сейчас я также закончил сценарий художественного фильма под названием «Её глазами». Я его задумал еще десять лет назад, и последние три года я его пишу. Этот фильм будет о благости, о силе добра и добрых делах. Сейчас, к сожалению, слово добродетель стало каким-то мифическим, волшебным, что-то такое из сказок. А есть люди на нашей земле, которые делают добрые дела, ничего не прося взамен. Про них никто не рассказывает. И наш фильм о таких людях. В этом фильме будет большая роль отведена вегетарианству, осознанности, теме правильного отношения к животным.
Наша компания сейчас ищет поддержку для реализации этого проекта. Это уже не короткометражный фильм, это большое кино. И мы ищем партнеров, друзей и, не побоюсь этого слова, благодетелей, которые могли бы помочь нам в реализации. Своими силами мы эту картину не поднимем. Это будет первый в своем роде фильм. Если «Изгой» первый фильм о ЗОЖ, то это будет самый глобальный фильм в нашей стране по поводу осознанного образа жизни. Это большая картина, с большими целями, и я был бы рад найти союзников в полном смысле этого слова.
Виктория Канафеева