Немецкая сеть дисконтных супермаркетов недавно опробовала взимание платы с клиентов в соответствии с климатическими издержками продуктов питания и расходами на здравоохранение.
Сеть Penny, которая управляет 2150 филиалами в стране, в начале августа ввела новые цены на девять продуктов во всех своих магазинах на пробный недельный период. Эти цены отражали «истинную стоимость» («wahre Kosten») преимущественно мясных и молочных продуктов.
Цены определяли эксперты двух университетов – Нюрнбергского технологического института и Грайфсвальдского университета. Затраты отражают влияние продукции на климат, почву, водопользование и здоровье. Сосиски Weiner подорожали с 3,19 до 6,01 евро, а фруктовый йогурт – с 1,19 до 1,56 евро. Веганские шницели также получили более высокие цены, но они подорожали всего на 5%. Стоимость сыра Маасдам, для сравнения, выросла на 94%.
«Мы хотим повысить осведомленность о скрытых экологических издержках продуктов питания, – сказал немецким СМИ Штефан Гергес, главный исполнительный директор Penny. – Мы должны распространить неприятную правду о том, что цены на наши продукты питания, которые накапливаются по цепочке поставок, никоим образом не отражают экологические издержки».
Воздействие животноводства на окружающую среду
Нельзя отрицать, что производство мяса и сыра является катастрофическим для окружающей среды. Помимо того, что животноводство несет ответственность как минимум за 14,5% глобальных выбросов парниковых газов, оно также способствует обезлесению, утрате биоразнообразия и загрязнению воды.
Эксперты из двух немецких университетов определили, что сыр Маасдамер имеет «скрытые затраты» в размере 85 центов за выбросы углекислого газа (CO2) и метана. Они добавили 76 центов за повреждение почвы и 63 цента за пестициды. Еще 10 центов было выделено для учета загрязнения грунтовых вод в результате использования удобрений.
Метан – это мощный парник, который за первые 20 лет нахождения в атмосфере нагревается в 80 раз больше, чем CO2. Он также имеет гораздо более короткий период полураспада, что означает, что его сокращение может быстро замедлить глобальное отопление, давая нам больше времени для решения проблемы выбросов углерода. Интенсивные методы ведения сельского хозяйства также наносят значительный ущерб почве, в то время как пестициды наносят вред здоровью фермеров, а также окружающей среде, в которой они используются.
Должны ли супермаркеты брать на себя ответственность за климат?
Признание и учет климатических затрат на продукты питания – это исключительно редкий шаг со стороны супермаркета. Однако в Германии, похоже, наблюдается к этому растущая тенденция.
Ранее в этом году было объявлено, что бюджетный дискаунтер Lidl сократит количество мяса, продаваемого в своих супермаркетах по стране. Это соответствовало стремлению всей компании к устойчивому развитию, которое также включало увеличение количества продуктов растительного происхождения, доступных в магазине.
«Нам нужен более осознанный рацион во всем мире, чтобы прокормить себя в пределах наших планетарных ограничений», – заявил в то время начальник отдела закупок Lidl Кристоф Граф. Он продолжил заявлять, что «альтернативы» сокращению мяса у Lidl нет, поскольку «нет второй планеты».
Однако не все страны увидели подобные шаги. В прошлом месяце сообщалось, что все крупные сети супермаркетов Великобритании отдают приоритет продажам мяса и молочных продуктов по всей планете. Исследование, проведенное группой экологической кампании Feedback, показало, что такие магазины, как Tesco и Sainsbury's, продвигают продукты, наносящие ущерб климату, одновременно продвигая «незначительные зеленые инициативы». В отчете это сравнивается с гринвошингом – практикой маркетинга чего-то экологически вредного под видом экологически чистого.
Перевод: Евгения Карташева
Источник: www.plantbasednews.org