Меня зовут Ксюша. Сейчас я организатор авторских йога-горы туров, владелица небольшой студии йоги в Москве, живу в горах в месте своей мечты, и важно сказать, что всё это у меня есть благодаря РПП (расстройству пищевого поведения), которое я лечила в течение 9 лет.
Оглядываясь назад, даже страшно подумать, сколько времени на это ушло! Давайте сразу спойлер – РПП с вегетарианством не связано никак! Я заболела компульсивным перееданием в 2009 году и на тот момент не была вегетарианкой. На вегетарианство я перешла в 2012 – и тогда это был самый разгар моего недуга. Так что идея о том, что люди переедают из-за нехватки белка или витаминов в организме, имеет место быть только, если у вас нет аддикций, связанных с едой. Но это был не мой случай.
Как я стала вегетарианкой? В детстве у меня была железодефицитная анемия (которая опять-таки, как показала практика, была не связана с типом питания), и родители закармливали меня мясом – я его, мягко говоря, не любила. Когда, достаточно рано, я познакомилась с йогической философией, я с облегчением узнала, что мясо есть необязательно! А многие учителя Индии считают, что вегетарианское питание даже лучше для личностного и духовного развития. Мне было 19 лет. Я выдохнула и больше никогда не ела мясо или рыбу. Довольно легкий путь у меня в отказе от мяса. Но зато нелегкий в другом смысле.
Я отказалась от мяса, потому что не любила его, и со временем, конечно, прониклась и этическим аспектом, и аспектом, связанным со здоровьем и тем, как меняется состояние от той или иной пищи.
Вкратце обрисую, что такое РПП, и как оно проявляется, на своем примере. Я не могла думать ни о чем – только о еде – всегда! Мне было стыдно есть на людях, потому что я не чувствовала меры и не могла остановиться, поэтому я в принципе избегала общения. Я съедала очень много, до такого состояния, что не могла двигаться – живот выглядел как у беременной женщины, кстати, мне часто тогда уступали место в метро. А после я могла сажать себя на длительные голодовки или спорт. И потом срыв – и опять всё по кругу.
И самое неприятное, что всё это сопровождалось стыдом, ненавистью к себе, депрессией и глубочайшим заблуждением о том, что, когда я похудею, я стану, наконец, счастливой – и невозможность увидеть этот замкнутый круг и вырваться из него. Это было компульсивное переедание – по сути и способам лечения оно идентично с булимией.
Я бы хотела донести до читателей, что пищевая зависимость – это реальная ЗАВИСИМОСТЬ. Она считается полу-химической, а не химической (как в случае с наркотиками или алкоголем) – и это БОЛЕЗНЬ, а не отсутствие дисциплины. Человек зависимый болен, а не слабохарактерен!
В таком случае обязательно нужно обращаться к психологу. И я была в непрерывной терапии в течение 7 лет, но здесь я бы хотела рассказать о том, как сильно помогла мне йога и ускорила процесс моего выздоровления.
Ещё первая психолог рассказала мне про йогу, и уже в 17 лет я начала читать разные книги про учителей, Индию, монахов, философию йоги – тогда я загорелась идеей найти своего учителя. Я практиковала йогу нерегулярно, потому что меня не сильно вдохновляли те, кто её проводил, и мне очень хотелось учиться у старого бородатого индуса. Сейчас я понимаю незрелость этой идеи, но уж простите меня 17-ти летнюю.
И вот, в 2015 году я нахожу такого учителя, который меня вдохновил на ежедневную практику. Это был Довлору Рави Кумар, о котором я узнала, кстати, из газеты Vegetarian, чему очень благодарна! Тогда ещё я переедала, и довольно сильно (хотя уже были явные улучшения на фоне психотерапии). Но как только я смогла ввести регулярную практику йоги в свою жизнь (сначала 3 раза в неделю, а потом – каждый день), желание переедать стало резко снижаться – и это для меня удивительно! Уму не постижимо сейчас, что из человека, который не мог остановиться есть, я превратилась в ту, кто не может доесть завтрак, потому что стало приходить чувство насыщения. Кстати, в последние полгода, моё тело не хочет даже молочку и сахар, хотя я плотно сидела на этих продуктах. Наблюдаю за потребностями тела и с благодарностью прислушиваюсь к его сигналам.
Благодаря вдохновению от учителя я смогла договориться с собой, что, не смотря на мое состояние, и какой бы объевшейся я ни была, я всё равно иду на практику и не пропускаю урок! И как много уроков я посетила в ужасном самочувствии объевшегося бочонка! О да, для кого-то сейчас это будет шок-контент! Но с РПП нельзя ставить себе никакие ограничения в еде, поэтому «не есть минимум за 2 часа до йоги» – это точно не про нас. Для нас – большое геройство в принципе делать хоть что-то регулярно, и лишние препятствия в этом создают только напряжение, которое, рано или поздно обязательно сработает как пружина.
Через несколько месяцев практики на уровне тела до меня начало доходить: «а может быть лучше мы объедимся сразу после йоги? А на йоге побудем в легкости» – как-будто так тело разговаривало со мной. И я стала так делать – на йогу приходила уже в нормальном состоянии, а после урока судорожно бежала в ближайший магазин, скупая все шоколадки мира и поедая их. Но это уже был большой шаг – у зависимого человека появлялись проблески терпения и умение выдерживать напряжение.
На фоне йоги у меня снижался аппетит и, конечно, после занятия я съедала уже меньше, чем раньше до урока. У тела, действительно, развивался свой интеллект. Я так сильно его стала слышать, и уже не могла игнорировать.
Я убеждена, что людям с РПП нельзя ставить никаких внешних ограничений. Это будет приводить к откатам. Здесь необходим мягкий и бережный подход к себе. Желание меньше есть должно прийти изнутри. Так, ещё одним важным шагом, который привёл к снижению тяги к еде, стали пробежки.
Я понимала, что не могу ставить себе запреты на еду, но и толстеть не хотела. У меня уже был навык регулярных занятий телом. И я начала бегать. Я училась бегу постепенно, и довела тренировки до минимум 3 раза в неделю по 30 минут – здесь тоже произошёл заметный скачок в сторону улучшения состояния: у меня поднималось настроение и снижалась тяга к жирной и сладкой пище.
Есть такое понятие как «телесные впечатления»,
и любому зависимому от еды нужно себе их давать. Сюда относятся массаж, баня и принятие ванн, йога, секс, работа с эфирными маслами, чайные церемонии, плавание и много чего еще. Когда вы добавляете телесные впечатления, снижается тяга к еде.
Как помочь и ускорить процесс выздоровления от РПП через тело:
· Найти любимое занятие для тела, не заставлять себя и не насиловать. Попробуйте разное (танцы, скалолазание, волейбол, ходить в горы), а не только скучный фитнес. Для кого-то важна социальная составляющая: присоединитесь к знакомым или друзьям, которые уже занимаются.
· Добавляйте массаж, бани, эфирные масла, хождение босиком, загар, купание и другие телесные впечатления. Через еду ваше тело пытается получить впечатления – давайте ему их через другие каналы, и оно начнет быстрее наедаться.
· Попробуйте йогу и дыхательные практики.
· Никаких ограничений в еде! Вам важно перестать хотеть переедать изнутри, а не запретить себе извне. Это желание придет (при комплексной психотерапии и работе с телом).
Резюмируя: от любой зависимости без психотерапии не справиться. Болезнь может подавляться, уходить в ремиссию, трансформироваться в другие зависимости или проявления (тревожность, фобии) – так или иначе, у вас будет оставаться глубокая неудовлетворенность в какой-то из сфер жизни. И только в команде с психотерапевтом вы сможете раскопать и искоренить болезнь навсегда.
Связаться со мной @yogasokolniki
Telegram-канал @ksuprakriti
Нельзяграм @ksyusha.dusha