Потеря биоразнообразия дикой природы – это один из главных кризисов минувшего десятилетия. Сколько видов мы потеряли, как это произошло и можно ли все исправить?
Древесная лягушка Ecnomiohyla rabborum была не похожа ни на какие другие виды на планете Земля. Лягушки этого вида обитали только в панамских лесах, у них были невероятно выразительные карие глаза, а лапки – такими большими, что казались мультяшными. Но что делало этот вид по-настоящему особенным – это способ выращивания головастиков.
Ecnomiohyla rabborum был единственным в мире видом лягушек, чьи головастики буквально питались плотью своих отцов, чтобы выжить в первые дни жизни. Это явление – одно из множества невероятных порождений эволюции. Природа наполнена этими причудами выживания, на развитие которых уходят сотни тысяч, если не миллионы лет.
Но в 2016 году в зоопарке Атланты умерла последняя на Земле лягушка Ecnomiohyla rabborum – самец по прозвищу «Крепыш». С этой смертью все биологические механизмы, которые развились у этого вида, были стерты с лица земли.
Потеря этой древесной лягушки была лишь крошечной главой в одной из самых важных экологических историй десятилетия – о том, что огромное биологическое разнообразие Земли сокращается так быстро, что мы буквально живем в эпицентре кризиса вымирания видов.
Согласно данным Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) – некоммерческой организации, занимающейся освещением проблем сохранения биоразнообразия планеты, – за последнее десятилетие вымершими были объявлены 467 видов. Некоторые виды также оказались на грани вымирания, и среди многих наблюдается заметное сокращение численности.
В то же время за минувшие годы ученые получили «гораздо лучшее представление о том, сколько видов мы теряем, где мы их теряем и как их защищать», – говорит Стюарт Пимм, профессор кафедры охраны окружающей среды в Университете Дьюка США.
Несколько лет назад группа исследователей в Европе искала ответ на вопрос: сколько времени понадобится эволюции, чтобы заменить 300 видов млекопитающих, вымерших за время с тех пор, как на земле появились люди? Их ответ: от 3 до 7 миллионов лет. То есть, мы уже нанесли ущерб, на восстановление которого уйдет больше времени, чем существует человечество. И это – только млекопитающие.
В целом, согласно Межправительственной научно-политической платформе ООН по биоразнообразию и экосистемным услугам, около 1 миллиона видов в настоящее время находятся под угрозой исчезновения, если мы не предпримем действий для их спасения; это число включает 40% всех существующих видов земноводных, 33% кораллов и около 10% насекомых.
Звучит удручающе, но у нас все еще есть надежда на лучшее и шанс многое изменить. Нам известны причины кризиса и решения, которые могут помочь его преодолеть, а именно – охрана окружающей среды.
«Каждый вид, появившийся на этой планете, имел на это право», – сказал после смерти «Крепыша» Джозеф Мендельсон, директор отдела исследований в зоопарке Атланты. «А наша деятельность и наш эгоизм убивают их».
Потери минувшего десятилетия
Как объясняет МСОП, на самом деле сложно составить точный список всех видов, которые вымерли за прошедшее десятилетие: иногда виды, которые когда-то считались вымершими, обнаруживаются годами позже; а многие из видов, названных вымершими в последнее десятилетие, фактически могли исчезнуть даже раньше. Документирование состояния популяций диких животных – часто долгий и утомительный труд, ради которого исследователям иногда приходится отправляться в самые удаленные уголки Земли.
Например, лягушек Ecnomiohyla rabborum МСОП рассматривает как вид, «находящийся под угрозой исчезновения или, возможно, вымерший» – у исследователей все еще осталась небольшая надежда на то, что в диких лесах Панамы еще остались особи этого вида.
Еще один вид из списка 467 вымерших – Рифовая мозаичнохвостая крыса (Melomys rubicola), которая считается первым млекопитающим, вымершим из-за изменения климата. Этот грызун жил на острове недалеко от Австралии, и в последний раз его видели в 2009 году. Считается, что гибели вида поспособствовало повышение уровня моря. Остров Брамбл Кей, где обитал этот вид, находится менее чем в трех метрах над уровнем моря. Из-за повышения уровня моря на маленьком острове участились наводнения, в результате чего погибли растения, которые служили Рифовым мозаичнохвостым крысам укрытием.
А последняя особь вида гавайских древесных улиток Achatinella apexfulva умерла в январе 2019 года в возрасте 14 лет. «Когда-то на Гавайском острове Оаху жили десятки видов древесных улиток, и почти у всех из них были очень красивые и необычные раковины», – рассказал Ноа Гринвальд, директор отдела по наблюдениям за исчезающими видами в Центре биологического разнообразия США. «Теперь многие вымерли, и почти все оставшиеся стали очень редкими из-за разрушения среды обитания».
Многие виды в последнее десятилетие оказались на грани исчезновения. Из 48 нижних штатов США исчезли северные олени (карибу), а на севере Канады их численность сократилась на миллионы.
В Африке в настоящее время осталось только два северных белых носорога, оба из которых – пожилые самки, не способные к размножению. Последний самец северного белого носорога умер в 2018 году.
В Калифорнийском заливе за минувшее десятилетие количество морских свиней сократилось до 12 особей. А в 1997 году их было около 600! Сейчас мы можем лишь надеяться, что оставшиеся особи переживут следующее десятилетие.
Виды, которые не были и не будут открыты
Основываясь на анализе «палеонтологической летописи» – останков животных и растений, сохранившихся в осадочных породах, – в среднем виды на нашей планете вымирают со скоростью 0,1 на каждый миллион видов в год. Таким образом, если на планете Земля насчитывается около 10 миллионов видов, можно ожидать, что каждый год вымирает один вид. Так все и было – до того, как планета стала меняться под влиянием человеческой деятельности.
В статье 2014 года профессор Пимм и его коллеги пришли к выводу, что в настоящее время виды вымирают со скоростью, в 1000 раз превышающей естественные темпы вымирания – то есть за год вымирает порядка 100 видов.
Ситуация выглядит еще печальнее с учетом того, что исследователи еще даже не зарегистрировали все виды планеты Земля! По всей вероятности, на Земле насчитывается около 8 или 9 миллионов видов – а каталогизировано на настоящий момент чуть более 1 миллиона.
Это означает, что некоторые виды могут вымирать еще до того, как мы их обнаруживаем. Лягушка Ecnomiohyla rabborum была обнаружена в 2005 году – всего за 11 лет до смерти последней особи. При немного других обстоятельствах мы могли бы никогда не узнать о существовании этого вида и его необычайном способе кормления головастиков.
Кризис касается не только животных, но и растений. Одно недавнее исследование показало, что с 1750 года был уничтожен 571 вид растений.
5 основных причин кризиса биоразнообразия
Почему развился этот острый кризис? В мае 2019 года в докладе ООН по биоразнообразию были выделены 5 основных причин.
1. Изменения в использовании земных и морских ресурсов. На планете остается все меньше не затронутых человеческой деятельностью участков и меньше места для дикой природы. Согласно отчету, в настоящее время треть земли во всем мире отведена под сельское хозяйство или животноводство, и около 100 миллионов гектаров тропических лесов исчезли в период с 1980 по 2000 год.
2. Охота и браконьерство.
3. Изменение климата. От последствий изменения климата страдает множество видов: от белых медведей, теряющих льды, на которых можно охотиться, до подводных жителей, гибнущих в нагревающихся и лишающихся кислорода океанских водах.
4. Загрязнение. Каждый год в океан попадает огромное количество пластикового мусора, который становится причиной страданий и гибели животных.
5. Инвазивные виды. Когда виды с одного континента попадают на другой, где у них нет естественных хищников, они начинают доминировать в окружающей среде.
Челлендж нового десятилетия
Качество нашего существования напрямую связано с биоразнообразием: из растений производятся многие лекарства, растения служат нам источником пищи, экосистемы обеспечивают нас чистым воздухом и водой. Когда исчезают виды, экосистемы рушатся. То, что темпы вымирания видов ускоряются – весьма тревожная тенденция, которая ставит под угрозу благополучие человечества и всего мира.
Но у нас еще есть шанс предотвратить худшие последствия. Сейчас, в начале нового десятилетия, люди должны задать себе вопрос: «Хотим ли мы рассказывать нашим детям и внукам, что медведи, львы, тигры и другие животные исчезли, потому что мы подтолкнули их к вымиранию?»
Если нам не безразлично наше будущее и будущее планеты, мы должны прикладывать силы к защите окружающей среды. Сейчас некоторые исследователи ставят цель выделить половину земли и морей планеты исключительно для дикой природы. Это звучит амбициозно – особенно перед лицом отрицательных тенденций, таких как ускорение обезлесения Амазонки, – но меры по охране окружающей среды уже дают свои плоды.
Например, в США Закон об исчезающих видах помог восстановить популяцию белоголовых орланов, медведей гризли и горбатых китов. По оценкам, этот закон предотвратил «вымирание 99% защищаемым их видов».
Поэтому рано терять надежду! Пора бросить силы на защиту мест обитания по всему миру, созданию большего количества национальных парков и охраняемых территорий.
Вероника Кузьмина
Источник: Vox