Когда вы берете в руку крем для лица, то на что прежде всего обращаете внимание? На дизайн упаковки? На обещания производителя? На состав? Удивитесь ли вы, если узнаете, что о качестве продукта, о том, каков он и будет ли работать, может сказать только его состав, список ингредиентов, то, из чего крем состоит?
Именно то, что находится в продукте, говорит о его конкретной цене. Ведь мало кто задумывается, что большую стоимость продукта составляет не наполнение баночки, а реклама. Чем больше рекламы, тем меньше настоящая цена содержимого баночки. Подумайте об этом, пролистывая картинки дорогих кремов в глянцевых журналах.
Зачем нужно обращать внимание на состав?
Итак, а зачем это вообще нужно – обращать внимание на INCI (International Nomenclature of Cosmetic Ingredients)? Именно так называется официальный список ингредиентов в косметике, который должен быть расположен на каждой упаковке любого косметического средства.
О чем расскажет список ингредиентов:
О количестве: ингредиенты в списке INCI указаны по убыванию. Это значит, что в начале всегда стоит ингредиент, которого в продукте больше всего. Чаще всего это вода.
О качестве: вы можете узнать, что именно дает консистенцию вашему крему – силикон (который стоит на втором месте и совсем не является активным компонентом, а только создает видимость гладкой кожи) или растительное масло (которое является активным компонентом, т.к. по составу очень похоже на состав кожного сала, проникает в кожу, ремонтируя кирпичную стену защитного барьера).
О происхождении: по сноскам в INCI вы можете увидеть, какие ингредиенты были (и были ли) выращены по законам органического земледелия.
О безопасности: все-все компоненты косметики, даже самые критичные, как консерванты (ищите в конце списка INCI), должны быть вынесены с список ингредиентов. Поэтому даже если у продукта нет экомаркировки (например, BDIH, NaTrue или Ecocert), то по наличию или отсутствию критичных ингредиентов вы можете отличить действительно натуральную косметику от псевдонатуральной.
Почему нужно избегать критичных ингредиентов?
Не стоит забывать, что у производителей косметики цель номер один – получить прибыль. Проще всего это сделать, если использовать дешевые ингредиенты и продавать продукты подороже.
В 99% эти дешевые ингредиенты будут либо бесполезными для кожи или волос (например, силиконы или минеральное масло), либо даже аллергенными, канцерогенными и мутагенными (например, парабены имеют гормоноподобное действие, а катон был с 2015 года запрещен во всей несмываемой косметике в ЕС за его высокую аллергенность).
Но зачем тогда производители косметики используют эти критичные ингредиенты? Потому что они дешевые, и с ними легко работать! Нет никаких проблем использовать минеральное масло – оно не портится, хорошо смешивается с другими ингредиентами и при этом стоит копейки. Намного сложнее ввести в состав качественные растительные масла, типа арганового или виноградной косточки. Они дорогие, быстро портятся, их труднее ввести в рецептуру.
А что с натуральной косметикой?
«Но производители натуральной косметики тоже хотят получить прибыль», – скажете вы. Да, конечно! Но, к счастью, натуральная косметика, действительно натуральная (в идеале с экомаркировкой) имеет за плечами больше, чем просто зеленые упаковки и обещания производителей.
Натуральная косметика – это еще и философия, осознанный отказ при производстве не только от минерального масла, синтетических отдушек и красителей, продуктов животного происхождения (например, коллаген из говядины или гиалуроновая кислота из петушиных гребней), но и от растранжиривания природных ресурсов (например, сертифицирующие органы Ecocert проверяют не только, как косметика производится, но и как утилизируются отходы).
Натуральная косметика уже давно переросла жирные безводные мази или мытье волос глиной. Сегодня это легкие текстуры, шампуни со сливочной пеной, даже яркие декоративные продукты.
Как этого добиваются производители натуральной косметики? Они просто используют все то, что разрешено по стандартам натуральной/органической косметики, например, стандартом Cosmos или NaTrue.
Каких ингредиентов стоит избегать в косметике?
Сильные, раздражающие тензиды (моющие вещества):
· Sodium Lauryl Sulfate
· Sodium Laureth Sulfate
· Ammonium Lauryl Sulfate
· Ammonium Laureth Sulfate
Силиконы:
· Amodimethicone
· Dimethicone
· Dimethiconol
· Cyclopentasiloxane
· ингредиенты с окончанием -xane, -cone
Дериваты PEG:
· все ингредиенты с приставкой PEG (PEG-3, PEG-55, PEG-120 Methyl Glucose Dioleate и т.д.)
Критичные консерванты:
· Methylchloroisothiazolinone
· Methylisothiazolinone (катон)
· Methylparaben
· Propylparaben
Конечно, перечислить абсолютно все ингредиенты невозможно, но это самые основные, на которые следует обращать внимание!
Кстати, совершенно не нужно бояться Coco Sulfate! Несмотря на то, что это сульфат, это не одно и тоже, что и SLS/SLES. В тесте на кровяных тельцах было доказано, что кокосульфат намного мягче, чем SLS или SLES.
Это совсем не сложно – обращать внимание на составы, чтобы понимать, эффективна ли ваша косметика, стоит ли она тех денег, которые за нее хотят, способна ли справится с вашей проблемой! А вы обращаете внимание на составы косметики?
Алена Эко, косметолог-эстетист, магистр устойчивого развития