Начавшаяся реформа отрасли обращения с отходами сдвинула с места проблему внедрения раздельного сбора. Очевидны положительные изменения, которые выражаются в установке контейнеров для вторсырья на мусорных площадках. Это не может не радовать экологически сознательных граждан. Вот только радость по поводу, вроде бы, таких позитивных изменений омрачена следующим: внедряемая модель раздельного сбора рассчитана только на сознательных граждан, которые дома разделяют отходы и затем относят их в соответствующие контейнеры на мусорной площадке.
Сознательные граждане были и будут во все времена и при любых условиях. Но они не являются большинством в любом обществе, особенно в тяжелые и переломные моменты. Получается, что такая модель охватывает меньшую часть общества. По оценке Российского экологического оператора, на начало 2021 года доля задействованного в раздельном сборе населения составляет около 26%. Это как раз и есть те сознательные граждане, для которых с началом внедрения раздельного сбора ничего особенно не поменялось. Они и раньше находили варианты сдачи вторсырья на различных экологических акциях и мероприятиях, зачастую везя на противоположный конец города собранное сырье. Просто сейчас намного облегчилась для них возможность проявлять свою гражданскую позицию. Конечно, произошло некоторое увеличение задействованных граждан за счет тех, кто разделяет экологические ценности, но не имел возможности отвозить вторсырье в эти немногочисленные точки сбора. А для безразличных к экологии и общественным интересам граждан ничего не изменилось - не появилось мотивации для их участия в раздельном сборе. И в конечном итоге количество собираемого вторсырья увеличилась незначительно, не соответствуя масштабам проекта, затратам на него и ожиданиям.
Ответственные руководители заявляют, что намерены увеличить количество задействованных граждан за счет просвещения населения. Но это будут напрасные усилия. В наше время информационного пресыщения мне не приходилось встречать людей даже из глухой сельской глубинки, которые ничего не слышали о вреде отходов для природы. Граждане могут не знать, сколько и какие вредные вещества выделяются при разложении тех или иных отходов, но даже неполного среднего образования хватает для понимания воздействия мусора на среду обитания. Отсутствие мотивации у граждан разделять мусор ошибочно принимается за недостаточную их экологическую просвещенность. Игнорирование раздельного сбора имеет совершенно другую причину. Она заключается в том, что для многих граждан главным мотивом их действий является достижение максимального личного успеха и благополучия. В шкале их ценностей общественные интересы уходят на второй план, а зачастую вообще отсутствуют.
В подтверждение я хотел бы привести такие примеры из повседневной жизни. Очень часто мы видим в магазинах ценники, когда вместо цены, например, 1000 рублей стоит цена 999 рублей. Раньше я думал, какие глупые эти маркетологи, если рассчитывают, что люди поведутся на этот дешевый прием. А потом понял, что это я глупый, потому что вокруг полно людей, для которых 1 рубль является критерием принятия решения о покупке. Они не заметят, если у них из кошелька случайно выпадет не один рубль, но предпочтут товар с ценником 999 рублей вместо 1000 рублей.
А как люди реагируют на всевозможные скидки на товары, когда покупка совершается из-за снижения цены, а не реальной потребности в товаре! Это показывает, насколько глубоко укоренилось в сознании людей стремление получить максимальную выгоду, если их поведение так выходит за рамки разумного.
И как в обществе с преобладанием меркантильных подходов планируется побудить людей присоединиться к раздельному сбору, если они не видят в этом для себя личной выгоды? Вы надеетесь достучаться до их сердца картинками мусорных островов в океане и тлеющих свалок? Если это не под их окнами, то они останутся безучастны. А если это под их окнами, то они будут выходить на митинги с требованиями закрыть свалку, а по сути, перенести ее под нос жителям других населенных пунктов. Ведь мусор от их требований никуда не испарится, его надо где-то размещать. И страдая от зловония свалок, такие люди даже не думают прикладывать свои силы для решения проблемы и присоединяться к раздельному сбору. Я живу в ближнем Подмосковье недалеко от крупного мусорного полигона, многие годы отравляющего жизнь жителям окрестных мест. После начала внедрения раздельного сбора, казалось бы, не надо настрадавшимся людям объяснять азбучные истины о необходимости уменьшения объемов мусора. Но заполненные вторсырьем контейнеры для мусора и полупустые контейнеры раздельного сбора говорят о том, что большинство граждан не пошевелят пальцем в интересах общества. А вся экологическая активность таких граждан заключается в требованиях к властям убрать их мусор подальше от них.
А если посмотреть на общую социальную обстановку вокруг, то скорее надо думать о мерах по предотвращению ущерба от части граждан, чем о получении пользы от них для общества. Привычным фоном окружающей городской среды являются уродливые граффити на стенах домов и подземных переходов, внутри и снаружи вагонов пригородных электричек, разбитые стекла остановок, расписанные стены подъездов, обклеенные объявлениями стены домов и фонарные столбы. Достаточно посмотреть, во что превращаются зоны отдыха горожан после выходных, и становится очевидной проблема соблюдения гражданами самых элементарных общественных норм. Фактически, часть экономики страны работает на устранение нанесенного вреда и уборку в населенных пунктах. Относительно приемлемый вид улиц города обеспечивается огромными затратами, а не соблюдением гражданами чистоты. Хотелось бы спросить у верящих в силу просвещения, почему же нет прогресса по соблюдению гражданами очевидных общественных норм, прививаемых людям начиная с детского сада.
Есть мнение, что надо заниматься не просвещением нынешнего поколения, а экологическим воспитанием детей, и воспитанное в таком духе новое поколение в будущем будет массово участвовать в раздельном сборе. Это очередное заблуждение. Когда мы видим, с каким вниманием первоклассники слушают учителей и как стараются следовать их наставлениям, нам кажется, что эти дети будут лучше, непохожими на нынешних старшеклассников. Мы думаем, что они не будут сквернословить, уродовать городскую застройку надписями граффити в порыве подросткового самоутверждения, крушить стекла остановок в пьяном кураже, превращать места пикников в помойку. И при этом забываем, что современное поколение всему этому никто не учил. Они также жадно слушали учителей в начальных классах школы, также хотели заслужить их похвалу стараниями и усердием. Причина такого положения вещей кроется в семье. Если установки школы и семьи расходятся, то решающее влияние на формирование мировоззрения ребенка оказывает семья. Ему органически ближе будут нормы его семьи, взгляды родителей и повседневный семейный уклад. Нельзя привить социально-ответственное поведение ребенку, не изменив асоциальные устои семьи. Без изменения поведения родителей все усилия по воспитанию детей будут тщетны.
В продолжении этой мысли можно добавить слова известного детского онколога Александра Румянцева, который рассказал, что невозможно установить контакт с ребенком, пока не будут налажены доверительные отношения между его родителями и врачом. Ребенок смотрит на отношение родителей к врачу, и только если он видит их доверие врачу, он начинает сам доверять ему. Это очередное подтверждения необходимости нахождения подхода к родителям для воздействия на сознание ребенка. Ребенок во многом воспринимает окружающий мир через призму отношения к нему родителей. Бесполезно приучать ребенка в школе к раздельному сбору, если у него дома это не принято и родители отрицательно относятся к этому мероприятию.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что просвещение и воспитание не способны оказать существенное влияние на развитие раздельного сбора, а выполняют вспомогательную роль в обогащении мировоззрения уже замотивированных семейными ценностями детей и взрослых.
Привлечь основную массу незадействованных граждан получится только единственно возможным в корыстном обществе способом – поощрением. Суть предложения сводится к созданию сети стационарных приемных пунктов вторсырья с применением мер поощрения за сданное сырье.
Меры поощрения представляют собой следующий перечень:
· скидки за вывоз мусора в коммунальных платежках;
· предоставление льготной ипотеки (этот механизм уже активно используется государством для поддержки строительной отрасли);
· предоставление льготных потребительских кредитов банками с госучастием (Сбербанк снижал свои ставки потребительских кредитов и логично использовать такой механизм для стимулирования социально-ответственного поведения граждан);
· предоставление дополнительных баллов к ЕГЭ для поступающих в ВУЗ (небольшое дополнительное количество баллов не дает возможность без знаний поступить в ВУЗ, но может помочь молодому человеку поступить в выбранное учебное заведение).
Учет сданного вторсырья можно организовать посредством электронных карт наподобие скидочных карт сетевых магазинов.
Преимущества данной модели раздельного сбора:
· реальное увеличение количества участвующих в раздельном сборе граждан (к сознательным гражданам присоединятся материально замотивированные);
· исключение неэффективных расходов на дублирование системы вывоза обычного мусора;
· улучшение качества вторсырья за счет исключения его загрязнения в контейнерах для сбора, в кузовах мусоровозов и на сортировочных площадках.
Если модель раздельного сбора останется в таком виде как сейчас, то из-за ее низкой эффективности сама идея будет скомпрометирована и все усилия государства постепенно скатятся только к строительству мусоросжигающих заводов.
Мусоросжигание – это не избавление от мусора, а перевод его в газообразные вредные вещества и несжигаемый остаток, который все равно нужно захоранивать. При этом огромные затраты, 30% из которых составляют расходы на систему очистки отходящих газов, которая все-равно не обеспечивает фильтрацию даже от известных токсикантов, не считая малоизученные и не определяемые современными приборами химические вещества. Также специалисты предупреждают о неизбежных залповых выбросах вредных веществ через системы фильтрации в результате так называемых «проскоков», когда в результате сжигания конкретной партии мусора концентрация определенного вредного вещества выходит за пределы технических характеристик фильтров.
Эти мысли и свою обеспокоенность сложившейся ситуацией я хотел донести до читателей и надеюсь на обсуждение и оценку приведенных предложений.
Евгений Боярский
С автором можно связаться по электронному адресу: a9055269030@yandex.ru