Казалось бы, сжигание пластика – один из верных способов спасти планету от пластикового загрязнения. Однако сжигание мусора и другие проекты по преобразованию отходов в энергию могут представлять опасность для окружающей среды.
Что делать с бесконечным потоком пластиковых отходов, если мы не хотим, чтобы они цеплялись за ветки деревьев, плавали в океанах и забивали желудки морских птиц и китов?
Согласно докладу, опубликованному Всемирным экономическим форумом, ожидается, что масштабы производства пластика удвоятся в течение ближайших 20 лет. При этом в Европе перерабатывается около 30% пластика, в США – всего 9%, а в большинстве развивающихся стран перерабатывают самую малую его часть или не перерабатывают вовсе.
В январе 2019 года консорциум нефтехимических компаний и компаний по производству потребительских товаров под названием «Альянс для борьбы с пластиковыми отходами», обязался потратить 1,5 миллиарда долларов на решение этой проблемы в течение пяти лет. Их цель состоит в том, чтобы поддерживать альтернативные материалы и системы доставки, распространять программы переработки мусора, а также – что является более спорным шагом – продвигать технологии, которые преобразуют пластик в топливо или энергию.
Заводы, сжигающие пластмассовые и другие отходы, могут производить достаточно тепла и пара, чтобы обеспечивать энергией локальные системы. Европейский Союз, который ограничивает захоронение органических отходов, уже сжигает почти 42% своих отходов; США сжигают 12,5%. По данным Всемирного энергетического совета – аккредитованной в США сети, представляющей целый ряд источников энергии и технологий, – в секторе проектов по преобразованию отходов в энергию в ближайшие годы, вероятно, будет наблюдаться устойчивый рост, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Китае уже работает около 300 предприятий по переработке отходов, и еще несколько сотен находятся в стадии разработки.
«Поскольку такие страны, как Китай, закрывают свои двери для ввоза отходов из других стран, а перегруженная перерабатывающая промышленность не в состоянии справиться с кризисом пластического загрязнения, сжигание будет все чаще выдвигаться в качестве легкой альтернативы», – говорит представитель Гринпис Джон Хочевар.
Но хорошая ли это идея?
Идея сжигания пластикового мусора для создания энергии звучит разумно: ведь пластик сделан из углеводородов, как нефть, и он плотнее, чем уголь. Но расширению сферы сжигания отходов могут препятствовать некоторые нюансы.
Начнем с того, что размещение предприятий по переработке отходов в энергию затруднено: никто не хочет жить рядом с заводом, возле которого расположится огромная мусорная свалка и будут ездить сотни мусоровозов в день. Обычно такие заводы оказываются рядом с общинами с низким уровнем доходов. В США с 1997 был построен только один новый мусоросжигательный завод.
Крупные заводы вырабатывают достаточно электроэнергии для снабжения десятков тысяч домов. Но исследования показали, что вторичная переработка пластиковых отходов экономит больше энергии за счет уменьшения необходимости добывать ископаемое топливо для производства нового пластика.
Наконец, заводы по переработке отходов в энергию могут выделять токсичные загрязняющие вещества, такие как диоксины, кислые газы и тяжелые металлы, хотя и на низком уровне. Современные заводы используют фильтры для улавливания этих веществ, но, как заявляет Всемирный энергетический совет в отчете за 2017 год: «Эти технологии полезны, если установки для сжигания работают должным образом и количество выбросов контролируется». Некоторые эксперты обеспокоены тем, что страны, в которых отсутствуют природоохранные законы или не соблюдаются строгие меры, могут попытаться сэкономить на контроле выбросов.
Наконец, при сжигании отходов выделяются парниковые газы. В 2016 году мусоросжигательные заводы США произвели 12 миллионов тонн углекислого газа, более половины из которых были получены от сжигания пластика.
Есть ли более безопасный способ сжигания отходов?
Другим способом преобразования отходов в энергию является газификация – процесс, при котором пластик плавится при очень высоких температурах при почти полном отсутствии кислорода (что означает, что такие токсины, как диоксины и фураны, не образуются). Но в настоящее время газификация неконкурентоспособна из-за низких цен на природный газ.
Более привлекательной технологией является пиролиз, при котором пластик измельчается и расплавляется при более низких температурах, чем при газификации, и с применением еще меньшего количества кислорода. Тепло разлагает пластичные полимеры на более мелкие углеводороды, которые можно перерабатывать в дизельное топливо и даже в другие продукты нефтехимии, включая новый пластик.
В настоящее время в США работают семь относительно небольших пиролизных заводов, некоторые из которых все еще находятся на демонстрационном этапе, и данная технология расширяется по всему миру – открываются предприятия в Европе, Китае, Индии, Индонезии и на Филиппинах. По оценкам Американского совета по химии, в США можно открыть 600 пиролизных заводов, обрабатывающих 30 тонн пластика в день, что в общей сложности составляет около 6,5 миллионов тонн в год – чуть менее одной пятой от 34,5 миллионов тонн пластиковых отходов, которые сейчас производит страна.
Технология пиролиза может работать с пленками, пакетами и многослойными материалами, с которыми не может справиться большинство механических технологий переработки. К тому же, она не производит вредные загрязняющие вещества, кроме незначительного количества углекислого газа.
С другой стороны, критики отзываются о пиролизе как о дорогой и незрелой технологии. В настоящее время все еще дешевле производить дизельное топливо из ископаемого топлива, чем из пластиковых отходов.
Но это возобновляемая энергия?
Является ли топливо из пластика возобновляемым ресурсом? В Европейском Союзе возобновляемыми считаются только биогенные бытовые отходы. В США 16 штатов считают твердые бытовые отходы, включая пластик, возобновляемым источником энергии. Но пластик не является возобновляемым источником в том же смысле, что и дерево, бумага или хлопок. Пластик не растет от солнечного света: мы производим его из ископаемого топлива, добываемого из земли, и каждый шаг в этом процессе может вести к загрязнению.
«Когда вы добываете ископаемое топливо из земли, делаете из него пластмассы, а затем сжигаете эти пластмассы для получения энергии, становится ясно, что это не круг, а линия», – говорит Роб Опсомер из Фонда Эллен Макартур, который способствует развитию экономики с многооборотным использованием продукции. Он добавляет: «Пиролиз может считаться частью круговой экономики, если его выходы используются в качестве сырья для новых высококачественных материалов, включая долговечные пластики».
Сторонники безотходного общества обеспокоены тем, что любой подход к преобразованию пластиковых отходов в энергию не особо способствует снижению спроса на новые пластиковые изделия, и еще меньше – смягчению последствий изменения климата. «Сконцентрироваться на этих подходах – значит отвлечься от реальных решений», – говорит Клэр Аркин, участник Глобального альянса по альтернативам сжиганию отходов, предлагающего решения о том, как использовать меньше пластика, а также использовать его повторно и больше перерабатывать.
Вероника Кузьмина
Источник: National Geographic