Существует множество заблуждений вокруг веганства и того, что оно влечет за собой как с моральной, так и с практической точки зрения. Но было бы безответственно не обсуждать очень реальную связь между расстройствами пищевого поведения и растительными диетами.
К расстройствам (или нарушениям) пищевого поведения (РПП) относят анорексию, булимию, орторексию, компульсивное переедание и все возможные сочетания этих проблем. Но оговоримся сразу: растительные диеты не вызывают расстройства пищевого поведения. Проблемы с психическим здоровьем вызывают неупорядоченное питание, а не этическую позицию в отношении продуктов животного происхождения. Многие веганы питаются не менее вредной пищей, чем всеядные люди. Сейчас существует огромное количество чипсов, снэков, десертов и полуфабрикатов на растительной основе.
Но неверно утверждать, что те, кто страдал или страдает от РПП, не обращаются к веганству для выздоровления. В данном случае трудно судить о нравственной стороне людей, потому что состояние здоровья для них – преимущественно важнее, хотя бывают исключения. Однако нередки случаи, когда со временем страдающие РПП открывают для себя уже моральную ценность выбора веганской еды.
В то время как различные блогеры-веганы утверждают, что веганство – это чистая тенденция, кажется гораздо более очевидным, что те, кто намерен следовать ограничительной диете для потери/набора/стабилизации веса, злоупотребляют веганским движением, чтобы оправдать свои привычки. Но может ли процесс оздоровления посредством веганства иметь также большую связь с этической составляющей и пробуждением интереса к правам животных? Давайте отправимся в инстаграм и понаблюдаем за блогерами-веганами, которые излечились от РПП.
Серена Ли – учитель йоги с более чем 15 000 последователей. Она страдала от анорексии и гипомании в подростковом возрасте.
В рамках приверженности к веганству, среди смузи-боулов и веганских салатов, можно обнаружить фотографии девушки во время болезни, рядом с которыми она ставит фотографии себя в настоящем времени. Серене веганство явно принесло счастье и излечение от недугов, девушка ведет действительно здоровый образ жизни, следит за своим питанием и занимается спортом.
Но среди веганов также очень много бывших орторексиков (РПП, при котором человек имеет навязчивое стремление к «здоровому и правильному питанию», что приводит к большим ограничениям в выборе продуктов) и анорексиков, которым морально проще убрать из своего рациона целую группу продуктов, чтобы почувствовать улучшение своего недуга.
Хения Перес – еще одна веганка, которая стала блогером. Она страдала от орторексии, когда пыталась вылечить грибковую инфекцию, сев на сырую диету, при которой ела сырые фрукты и овощи до 4 вечера. Это привело к хроническому синдрому раздраженного кишечника, диарее, усталости и тошноте, а в конечном итоге девушка попала в больницу.
«Я чувствовала себя очень обезвоженной, хотя пила 4 литра в день, я очень быстро испытывала чувство голода и сердилась, – говорит она. – Я уставала переваривать так много еды. Я больше не могла переваривать продукты, которые не были частью диеты, такие как соль, масло и даже приготовленная пища была огромной борьбой».
Итак, девушка вернулась к веганской диете «без ограничений», позволив себе есть соль и сахар.
«Веганство – это не диета. Это образ жизни, которому я следую, потому что животные эксплуатируются, подвергаются пыткам, насилию и убийствам на фабричных фермах, и я никогда не буду участвовать в этом. Я думаю, что важно поделиться своей историей, чтобы предупредить других, а также показать, что веганство не имеет ничего общего с диетами и расстройствами пищевого поведения, но имеет связь с выбором этического образа жизни и спасением животных», – написала Перес.
И девушка права. Веганство – это не диета, а этический выбор. Но разве нет вероятности, что человек прикрывается этическим выбором? Вместо того, чтобы говорить, что вы не едите сыр, потому что он слишком калорийный, можно сказать, что вы не едите его, потому что он сделан из продуктов животного происхождения. Возможно ли такое? Увы, да.
Никто не заставит вас съесть что-то, что вы принципиально не хотите есть. Никто не будет нападать на вас, чтобы разрушить вашу моральную позицию. Но психологи считают, что строгое веганство в самый разгар РПП – не лучший выход из ситуации.
«Как психолог, я очень волнуюсь, когда пациент сообщает о том, что хочет стать веганом во время выздоровления, – говорит психолог Джулия Коакс. – Веганство требует ограничительного контролируемого питания. Нервная анорексия характеризуется рестриктивным приемом пищи, и такое поведение слишком похоже на то, что веганство может быть частью психологического выздоровления. Также очень сложно набрать вес таким образом (но не невозможно), и это означает, что стационарные отделения часто не позволяют веганство во время стационарного лечения. Ограничительные методы питания не поощряются во время выздоровления от расстройств пищевого поведения».
Согласитесь, звучит довольно оскорбительно, особенно для строгих веганов. Но строгим веганам, особенно тем, кто не страдает психическими расстройствами, важно понимать, что в данном случае речь идет именно о расстройствах пищевого поведения.
Доктор Эндрю Хилл является профессором медицинской психологии в Медицинской школе Университета Лидса. Его команда изучает, почему на веганство переходят люди с расстройствами пищевого поведения.
«Ответ, вероятно, сложный, поскольку выбор в отношении отказа от мяса отражает как моральный, так и диетический выбор, – говорит профессор. – Влияние моральных ценностей на благосостояние животных не следует игнорировать».
Профессор говорит, что как только вегетарианство или веганство становится выбором продуктов, появляются три проблемы.
«В первую очередь, как мы заключили в нашей статье, «вегетарианство узаконивает отказ от продуктов питания, расширяя круг плохих и недопустимых продуктов, оправдывая этот выбор для себя и для других», – говорит профессор. – Это способ упрощения выбора продуктов питания, которые всегда доступны. Это также социальная коммуникация в отношении выбора этих продуктов. Во-вторых, это выражение воспринятого здорового питания, что соответствует сообщениям здравоохранения об улучшении рациона. И в-третьих, этот выбор пищи и ограничения являются отражением попыток контроля. Когда другие аспекты жизни выходят из-под контроля (отношения, работы), то еда может стать центром этого контроля. Иногда вегетарианство/веганство – это выражение чрезмерного контроля над едой».
В конечном счете, значение имеет намерение, с которым человек выбирает веганство. Возможно, вы выбрали рацион на основе растений, потому что хотите чувствовать себя лучше морально, сводя к минимуму выбросы CO2, защищая животных и окружающую среду. Или, может быть, вы думаете, что это – самый здоровый тип питания. Но важно понимать, что это два разных намерения и движения. Веганство работает для людей с сильными моральными ценностями, но те, кто пытается оправиться от очевидных и опасных расстройств, оно часто может сыграть злую шутку. Поэтому не редки случаи выхода из веганства, если оно является только выбором определенных продуктов, а не этическим вопросом.
Обвинять веганство в РПП – в корне неверно. Расстройство пещевого поведения цепляется за веганство как способ поддержать нездоровые отношения с пищей, а не наоборот.
Екатерина Романова
Источник: Metro