Зародившись в конце XIX века, кинематограф стал в некотором смысле отражением того, как менялось отношение человека к животным на протяжении минувшего столетия. Так, в первых высокобюджетных фильмах, снятых на заре киноиндустрии, животные буквально шли в расход, словно сценический инвентарь.
Причем из-за нарастающей популярности исторического кино и вестернов больше всего доставалось именно лошадям. Ради эффектных кадров их безжалостно гоняли в хвост и гриву до полного изнеможения, а в фильмах «Бен-Гур» (1925 г.) и «Атака легкой кавалерии» (1936 г.) количество погибших лошадей измерялось сотнями!
«Бен-Гур» (1925 г.) / Metro-Goldwyn-Mayer
Немногим лучше относились к животным и во время съемок первых документальных кинолент о природе. Казалось бы, подобные фильмы призваны привить у зрителей любовь к окружающему миру и его обитателям, но подход студии Disney к съемочному процессу сериала «True-Life Adventures» (1948-1960 гг.) в корне противоречил этой идее: прирученных диких животных упорно принуждали выполнять опасные трюки и постоянно стравливали друг с другом. Отдельного упоминания заслуживает печально известная постановочная сцена с леммингами из серии «White Wilderness» (1958 г.). В ней кинооператоры массово сбрасывали грызунов с обрыва, якобы демонстрируя суицидальные наклонности леммингов во время миграции, что, безусловно, является полнейшим вымыслом и никоим образом не отражает их реального поведения в естественной среде.
Тем временем, в советском кинематографе тоже нередко проскальзывали совершенно вопиющие случаи жесточайшего обращения с животными. Сильнее всего ужасает эпизод с намеренным сожжением живой коровы в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев» (1966 г.). Без жертв не обошлось и в культовой военной драме Э. Климова «Иди и смотри» (1985 г.), где в одной из сцен для пущего реализма насмерть пристрелили корову. Особыми же масштабами отличилась киноэпопея С. Бондарчука «Война и мир» (1965–1967 гг.), при съемках которой погибло более двухсот лошадей!
«Иди и смотри» (1985 г.) / Мосфильм
Но если в наших краях уберечь животных во время киносъемок и по сей день может разве что сознательность режиссеров-постановщиков, то на западе еще в 40-х годах XX века под растущим давлением общественности была сформирована программа American Humane Hollywood, направленная на обеспечение безопасности животных-актеров на съемочных площадках. Со временем все фильмы американских студий с участием животных стали проходить через контроль ассоциации American Humane в обязательном порядке. И только при соблюдении всех необходимых требований в титрах фильма могла появиться заветная фраза «Ни одно животное во время съемок не пострадало».
НА ЦЕПИ У КИНОИНДУСТРИИ
Тем не менее, за прошедшие годы накопилось немало противоречивых случаев, когда фильмы одобрялись программой, даже несмотря на травмы и гибель животных, задействованных в съемках. Основная проблема здесь заключается в том, что контроль со стороны супервайзеров American Humane Hollywood ограничивается непосредственно съемочными площадками, а что происходит с животными за их пределами им по большому счету уже все равно.
При этом большая часть жизни животных-актеров всегда остается за кадром. И многократные расследования зоозащитных организаций подтверждают, что даже ведущие поставщики животных для киносъемок (Birds & Animals Unlimited и A-Z Animals) не способны обеспечить животным хоть сколько-нибудь приемлемые условия для благоприятного существования. Тесные вольеры, антисанитария и отсутствие своевременной ветеринарной помощи – все это вполне сопоставимо с условиями наихудших зоопарков. А ругань, морение голодом и физическое насилие во время дрессировок вызывают прямые ассоциации с закулисьем цирков.
Помимо прямых проявлений бесчеловечности со стороны содержателей и тренеров, довольно распространенной практикой среди поставщиков животных на киноплощадках является отлов и контрабанда экзотических видов. И так как для фильмов по сценарию зачастую требуются определенные породы домашних животных, то этот бизнес неразрывно связан с не менее темным рынком разведения собак, кошек и других питомцев.
ПУТЬ ЭТИЧНОГО КИНОПРОИЗВОДСТВА
В итоге из-за беспрерывного стресса и частых травм, кинокарьера большинства животных-актеров протекает очень стремительно и заканчивается, как правило, в еще более жестоких условиях передвижных цирков и зоопарков. Когда мы знаем обо всем этом, сам собой возникает вопрос: как в наше время сделать производство фильмов максимально этичным по отношению к животным?
Планируя съемки документального фильма о природе, следует сразу же отбросить все идеи постановочных сцен с прирученными животными. Ведь смысл документалистики заключается именно в предельно достоверной и неподдельной репрезентации нашего мира. Тем более, как показывает многолетняя практика National Geographic, естественные условия часто подбрасывают природным документалистам значительно более интересные моменты и сценарии, чем можно было бы представить. Ярким примером может послужить фильм от NatGeo «Последние львы» – душераздирающая документальная драма о выживании одинокой львицы со львятами на беспощадных просторах Африки. К слову, уже в названии считывается тот факт, что в неволе сейчас содержится больше львов, чем в естественной среде обитания. Разумеется, эту жуткую статистику отчасти пополняют те самые организации, которые содержат дрессированных животных.
В случае с художественным кино, стоит также еще на подготовительном этапе отказаться от дрессированных зверей в пользу компьютерной анимации. Это не только гарантированно избавит съемочный процесс от совершенно лишнего насилия и психического давления по отношению к реальным животным, но и дополнительно развяжет руки сценаристам. Вспомните хотя бы невероятно реалистичную сцену борьбы Леонардо Ди Каприо с медведицей из фильма «Выживший». Достичь столь потрясающего визуального уровня удалось благодаря совместным стараниям 3D-художников, аниматоров и компоузеров из студии визуальных эффектов ILM (Industrial Light & Magic). В результате, ни одна живая медведица не пострадала, а Ди Каприо мало того, что остался жив-здоров, так еще и получил заслуженный Оскар за лучшую роль!
«Выживший» (2015) / 20th Century Studios
Однако порой даже сотрудникам студий визуальных эффектов для создания реалистичных виртуальных животных может понадобиться живая натура. В таких случаях, отличной альтернативой зоопаркам станут реабилитационные центры и приюты для животных. Там всегда очень рады творчески настроенным гостям!
В тех же реабилитационных центрах и приютах можно записать необходимые для фильма голоса животных. Именно так поступили создатели документальной кинокартины «Медведи Камчатки. Начало Жизни», дополнительно записав для фильма всевозможные вопли, сопение и кряхтение новорожденных косолапых в центре спасения медвежат-сирот.
Что касается записи звуковых эффектов, то здесь все решается экспериментальным путем. Например, для имитации звука удара нет совершенно никакой необходимости колотить кусок плоти, если схожего звучания вполне реально добиться, хорошенько приложившись по книге в мягкой обложке или же по свободной ладони в перчатке.
Проявление веганской смекалки пригодится и в создании практических эффектов. Будь-то имитация еды и жидкостей, либо конструирование миниатюрных моделей – при должном усердии что угодно можно воссоздать без задействования продуктов животноводства.
При выборе и пошиве костюмов для героев фильма, всегда целесообразно обойтись материалами растительного и синтетического происхождения, включая использование искусственного меха вместо натурального. Этим принципом уже далеко не первый год руководствуется Дженни Беван – художница по костюмам для таких известных фильмов как «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Король говорит!». Во всей красе ее дизайнерский талант можно оценить в недавно вышедшем на экраны фильме «Круэлла», где самые безумные и экстравагантные идеи Дженни тоже удалось воплотить при помощи искусственных материалов.
«Круэлла» (2021) / Disney
Когда же необходимо дополнительно преобразить актрис и актеров при помощи грима и мейкапа, стоит выбирать косметические средства, не тестируемые на животных и в состав которых не входят вещества животного происхождения.
Разумеется, во время съемок важно помнить и об организации растительного питания. Так, на съемочных площадках долгожданного продолжения фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона всю производственную команду кормят исключительно веганской пищей. А ведь над фильмами такого размаха одновременно трудятся как минимум несколько сотен человек!
«Аватар 2» (2022) / 20th Century Studios
Непосредственно снимать кино в наше время следует только на цифровые камеры и носители, даже не вспоминая о кинопленке, которую, как известно, изготавливают на основе желатина – продукта переработки шкур, костей и соединительных тканей животных. При необходимости добиться ретро-эффекта в кадре можно путем использования винтажных объективов во время съемки, плюс на этапе постобработки всегда есть возможность дополнительно украсить отснятый материал пресловутой зернистостью и визуальными дефектами.
В сумме, все перечисленные выше подходы – залог этически сознательного кинематографа, отражающего прогрессирующие из года в год отношения между человеком и животными. Что же касается изживших себя практик XX века, предполагающих эксплуатацию животных на всех этапах кинопроизводства, то их уже давно пора оставить в прошлом. Ведь искусство должно не стагнировать нравственный прогресс, а наоборот – способствовать его развитию. И это относится не только к содержанию готового произведения, но и к методам его создания.
Вячеслав Власенко, веган-монтажер