Духовный центр и университет имени Свами Вивекананда мне посчастливилось посетить в конце июня 2017 года, сразу после празднования третьего Международного дня йоги. Информация, полученная в центре, заставила меня пересмотреть место йоги в моем мире. С тех пор я рассматриваю йогу не только как физическую практику, но, в первую очередь, как философию, которая приводит к наслаждению жизнью и долголетию.
Программа тура, организованного индийской туристической компанией Indebo по инициативе Министерства туризма Индии, предполагала просвещение участников поездки и ликвидацию их безграмотности в сферах йоги и аюрведы в духовных и оздоровительных центрах Индии. Одним из таких центров был определен духовный центр и университет имени индийского философа и мыслителя Свами Вивекананда – «Swami Vivekananda Yoga Anusandhana Samasthana», расположенный в пригороде Бангалора, всемирно признанной столицы IT-индустрии Индии. Центр представляет собой одновременно международный университет и лабораторию исследований в области интегративной медицины.
Примечательно, что учение и философия авторитетного индийского мыслителя конца девятнадцатого века Свами Вивекананда, именем которого назван духовный центр, оказали большое влияние на формирование мировоззрения действующего премьер-министра Индии Нарендра Моди. В возрасте семнадцати лет Моди сбежал из дома, не желая оставаться в навязанных родителями брачных отношениях, и несколько лет путешествовал по Индии, останавливаясь в ашрамах и духовных центрах. Наибольшее впечатление будущего политика произвели ашрамы, основанные последователями Свами Вивекананда, и проповедующие его учение и философию. Считается, что Вивекананда был первым, кто открыл Западу мудрость и философию Индии. Моди, в свою очередь, первый из государственных деятелей Индии утвердил единый для всего мира День йоги.
Центр «Swami Vivekananda Yoga Anusandhana Samasthana» (S-VYASA) был создан в 1984 году. В качестве генерального видения своей деятельности руководство центра определило стремление объединить лучшее из того, что есть на Востоке и Западе – интеллектуальную мудрость и технологии, обозначив свою миссию как задачу сделать йогу доступной и адекватной для любого общества. И уже в 1985 году в British Medical Journal были опубликованы результаты исследований центра, посвященные влиянию йоги на бронхиальную астму. В 1988 году S-VYASA была признана как научная и исследовательская организация, а в 2002 году получила поддержку правительства Индии. Позднее был создан центр перспективных исследований в нейрофизиологии, и далее S-VYASA получал новые высокие звания и оценки.
Сейчас обучение в университете происходит в пяти направлениях: йога и духовность, йога и науки о жизни, йога и физические науки, йога и исследования в области управления, йога и гуманитарные науки. Можно получить образование и квалификацию в разных направлениях и категориях, начиная с краткосрочных курсов для новичков в йоге и заканчивая степенью доктора философии йоги. Это и бакалавриат, и магистратура, и MBA. Учащиеся получают профессии, связанные непосредственно с йогой: «Йога и реабилитация», «Йогатерапии», «Йога и осознанность», «Натуропатия», «Науки о йоге» и другие. Университет признан Советом медицинских исследований Индии самым крупным из тех, которые присваивают выпускникам учёную степень.
Расположился центр в настоящих джунглях, хотя и невдалеке от густонаселенного города. Территория центра ухожена по-европейски. Дороги и тропинки асфальтированы. Цветущие деревья и цветы окружают невысокие постройки – жилые и учебные помещения для сотрудников и студентов.
Сочная растительность и банановые плантации радуют глаз. Обезьяны ведут себя как сытые бездомные собаки в России. Они держатся стаей, дружелюбны, находятся рядом, но не приближаются. Индуистские божества тоже нашли для себя место в S-VYASA. Статуя ведической богини Сарасвати первая встречает посетителей духовного центра. В индуизме она олицетворяет мудрость, знания и искусство. Статуи, Шива и белая колесница, управляемая божествами, находятся в зоне доступа для страждущих и любопытствующих.
Встречающиеся люди доброжелательно улыбаются. Обстановка вокруг очень скромная, но комфортная, пропитанная тишиной и отрешением от современного мира. Такое впечатление создается несмотря на то, что университет и лаборатории подключены к цифровым коммуникациям. В центр имени Вивекананда съезжаются желающие учиться со всего мира, но большую часть студентов представляют все-таки местные – индийцы и другие жители азиатско-тихоокеанского региона.
За умеренную плату учащимся вместе с суровым режимом учебного дня предоставляется аскетичное жилье и простое вегетарианское питание, которое является обязательным условием обучения в центре. Так как центр находится достаточно далеко от населенных пунктов, дополнительно подкрепиться невозможно даже при желании.
Вид из окон кафе, в котором нас угощали обедом, открывается на джунгли. И за едой можно наблюдать непривычные для европейцев экзотические картины. Вот пролетел большой попугай. Вот дерево, на котором дозревают связки с зелеными бананами. Вот вдалеке гуляет корова, которая заблудилась в сочной зелени с человеческий рост. В кафе на каждом столе лежит бумага с текстом Bhojan Mantra. По всей видимости, это мантра благодарности за еду, способствующая хорошему пищеварению.
Вегетарианское питание центра исключает мясо, рыбу и яйца, но оставляет сыр панир. Радушные хозяева обещают, что блюда не острые, но это только слова. В действительности все оказывается острым, но достаточно терпимым и в итоге приятным. При желании к традиционным индийским специям можно адаптироваться очень быстро, и даже полюбить такую особенность в пище. По большому счету, вся индийская кухня состоит из различных вариаций нескольких основных блюд – риса, сыра панира, дала и пшеничных лепешек. Овощи модифицируют блюда, а фрукты предлагаются отдельно. Дополняют питание чай масала или кофе.
Вход в здание Лаборатории исследований в области интегративной медицины украшает портрет Свами Вивекананда. Цитата мыслителя напоминает, что необходимо настойчиво двигаться к поставленной цели: «Возьмите одну идею. Сделайте её идеей всей своей жизни – думайте о ней, мечтайте о ней, живите этой идеей. Пусть мозг, мускулы, нервы, каждая часть вашего тела будет полна этой идеей, и просто оставьте все остальные идеи в стороне. Это путь к успеху, так рождаются великие достижения».
В лаборатории ведутся работы, которые сотрудники духовного центра называют научными. Например, исследователей интересует, какое позитивное влияние йога и аюрведа оказывают на качество сна, на эффективность работы головного мозга и нервной системы, когнитивные процессы и функции желез внутренней секреции.
Конечно, результаты их исследований показывают, что влияние йоги и индийской натуропатии на человеческое тело и психику исключительно положительное и лечебное. Такие исследования получают финансовую поддержку со стороны правительства Индии, а результаты могут быть апробированы на пациентах клиники, расположенной на территории центра, и рассчитанной на двести мест. В этой клинике лечат с помощью йоги и натуропатии от множества заболеваний, среди которых даже астма и диабет.
Лаборатории и приборы, которые используются в научных поисках, выглядят столь же скромно, как и все вокруг, но это только подчеркивает целеустремленность и оптимизм ученых. По их словам, результаты их работы можно считать репрезентативными и значимыми, так как статьи с описанием исследований и их результатов опубликованы в авторитетных международных научных журналах.
Продолжительную лекция в исполнении доктора Наджендры о всеобъемлющей значимости йоги и ее благотворном влиянии на человека можно выразить в одном коротком предложении, содержание которого известно всем, кто, так или иначе, связан с практикой йоги: «Йога снимает напряжение ума и тела, и, следовательно, повышает качество и продолжительность жизни».
Проректор университета S-VYASA, доктор Субраманьям, рекомендовал быть физически активными, ментально спокойными и жить долго благодаря дыханию: «Делайте ваши асаны медленно, оставайтесь молодыми и активными, дышите медленно – живите долго, не торопитесь, не испытывайте раздражения, наслаждайтесь жизнью». Лекторы утверждали, что философия йоги – это спокойное действие, а не реакция на раздражители внешнего мира. Также они подчеркивали связь йоги и вегетарианства, утверждая, что взаимосвязь доказана в лабораторных исследованиях. Лекции были приправлены групповой практикой и медитаций под руководством персонала центра.
Действительно большое впечатление производит тот факт, что, пожалуй, S-VYASA является единственным университетом во всем мире, который проводит подобную научно-исследовательскую работу, пытаясь отследить и формализовать механизмы и результаты воздействия практики йоги, препаратов и процедур аюрведы на организм человека. Последователями и активными практиками йоги являются многие миллионы жителей планеты, и только одна небольшая исследовательская лаборатория с горсткой научных сотрудников в джунглях на юге Индии пытается с помощью стандартных научных методов доказать всему миру пользу йоги и аюрведы для тела и духа. Хотя результаты исследований и преобразуются в публикации – статьи и книги, они остаются недоступными для большинства из-за незначительных тиражей, преимущественно на английском и хинди. Поэтому большинству приходится на своей практике постигать всю пользу йоги и аюрведы, опираясь исключительно на глубокую индийскую философию и личную веру в целебное воздействие йоги и аюрведы.
Фотографии: Кристина Мельникова