Представители бизнеса и некоммерческого сектора за круглым столом обсудили повестку, связанную с созданием Лиги зеленых брендов. Организовать такое движение ранее предложила компания Unilever под эгидой косметического бренда «Чистая линия».
В рамках первой части мероприятия представители компаний презентовали собственные проекты и поделились опытом перехода на экономическую модель бизнеса в соответствии с Целями устойчивого развития ООН и концепцией экономики замкнутого цикла. Вторая часть мероприятия была посвящена обсуждению критериев оценки продукта или услуги по жизненному циклу (Life Cycle Assessment).
Кроме того, на мероприятии были затронуты темы управления отходами, использования натуральных компонентов в продукции, этичной рекламы, экологической сертификации, работы с волонтерскими организациями, рационального использования пластиковой упаковки, дизайна упаковки, снижения выбросов СО2, внедрения ВИЭ на производстве, стандартов циклической экономики.
В дискуссии приняли участие представители «Росбанка», Unilever и бренда «Чистая Линия», UPM, Enel, ГК «Европласт», Segezha Group, «Оптиком», Роскачества, «Экологического союза», движения «ЭКА», kapoosta.ru, «Джаганната».
Предполагается, что новый проект станет драйвером устойчивых изменений бизнеса в России. В ходе обсуждения участники вносили предложения, касающиеся вопросов регулирования устойчивого бизнеса, «зеленой» маркировки и критериев экологичности, выполнения ЦУР и специфики реагирования на действия брендов, которые практикуют гринвошинг и конкурируют с представителями устойчивого бизнеса в глазах ритейлеров и потребителей.
По мнению Евгении Кузнецовой из «Экологического союза», экологическая сертификация должна проводиться предпочтительно с участием третьей стороны – для того, чтобы дистанцироваться от неэтичных брендов.
«Мы считаем наиболее важным и ценным инструментом экомаркировки первого типа, которые регулируются стандартом ISO 14024. Сертификацию в этом случае всегда проводит третья сторона, это надежно, это повышает доверие. Есть совершенно конкретные критерии и четкая, не дискриминирующая процедура сертификации».
Своим опытом в реализации повестки устойчивого развития поделились Наталья Селезнева, директор по маркетингу компании «Европласт», Людмила Викулова, директор департамента исследований Роскачества, Анна Сычева, руководитель направления устойчивого развития компании «Оптиком», Татьяна Честина, председатель правления движения «ЭКА», Анна Алексеева, менеджер по продвижению упаковочных решений UPM Raflatac, Анна Алябьева, основатель проекта Green-club, и другие.
Критерии повестки, заявленные в обсуждении:
- продукция бренда – ответственное управление отходами, безопасность, zero waste, ресурсоэффективность, экологичность;
- управление брендом – вопросы, касающиеся стратегии, «зеленых» стандартов и требований, сертификации, технологий;
- миссия и ценности бренда – все, что касается ценности для потребителя, связей с общественностью, социальной ответственности и партнерства.
Ирина Бахтина (Unilever) затронула вопрос о переориентации производства на использование возобновляемых источников энергии. Компания закупает для своих производственных нужд в России солнечную и ветряную электроэнергию.
Анна Алексеева из UPM рассмотрела проблему устойчивого дизайна упаковки, а также технологий, отсутствие которых мешает перерабатывать ее вместе с этикетками. В своем выступлении Алексеева также подчеркнула необходимость использования ответственного сырья.
Наталья Селезнева (ГК «Европласт») рассказала о практике переработки бывшей в употреблении ПЭТ-упаковки и производства из нее гранул, по своим характеристикам пригодных даже для нужд пищевой индустрии. Уже в течение 12 лет «Европласт» использует для этих целей отходы пластика, собранные по всей стране, от Владивостока до Ростова-на-Дону.
Важным для всех участников был опыт Росбанка, который инициировал практику выдачи кредитов на проекты по устойчивому развитию. Группой Societe Generale, в которую входит Росбанк, в 2019 году впервые были выданы кредиты РУСАЛу и «Полиметаллу», по которым процентная ставка снижается пропорционально вкладу компаний в проекты по устойчивому развитию.
В ходе круглого стола не раз отмечалось, что Лиге зеленых брендов необходимо не только заниматься решением внутренних задач, связанных со стандартами выпуска и сертификации продукции, но и менять, в том числе путем ответственного маркетинга, саму модель потребления в обществе, которая формировалась с помощью рекламы на протяжении многих десятилетий.