Велосипед — транспорт будущего! В условиях перенасыщения планеты различными технологиями это гениальное изобретение обрело «второе дыхание», и с каждым днем число сторонников данного способа передвижения растет в геометрической прогрессии. Ознакомимся с полезными проектами и прогрессивными решениями в веломире.
Минутка полезной истории: патент на двухколесный самокат был оформлен ровно 200 лет назад. Немецкий профессор Карл фон Дрез официально утвердил свои макеты «машины для бега». Такое название неслучайно, потому что первые велосипеды были без педалей.
Велосипед приносит пользу для здоровья, улучшает настроение и является эффективным средством передвижения. Однако в условиях современного мира у велосипедистов гораздо больше проблем, чем может показаться. Отсутствие дорожной сети, парковочных мест, постоянная опасность со стороны огромного числа машин — все это стало стимулом к принятию оригинальных и эффективных решений в разных городах мира.
Копенгаген (Дания): создание культуры велосипедистов
Начнем с самой «велосипедной» столицы мира. Именно Копенгаген заложил основы развития веломира. Он показывает наглядный пример того, как нужно привлекать население к здоровому образу жизни. Власти города постоянно обращают внимание жителей к культуре велосипедов. У каждого датчанина есть свой «двухколесный друг», на улицах никого не удивит солидный мужчина в дорогом костюме и на велосипеде или молодая девушка на шпильках и в платье, которая перемещается по городу на «байке». Это нормально.
Нёрребро — район столицы Дании, где власти ставят самые смелые велоэксперименты. По главной улице нельзя ездить на автомобиле: она только для велосипедов, такси и автобусов. Возможно, это станет прообразом даунтаунов будущих городов.
Интересно, что датчане подошли к вопросу веломира прагматично. Строительство дорожек (весь город покрыт сетью велодорог по обеим сторонам автотрасс), создание комфортных условий для велосипедистов (периоды переключения светофоров настроены в соответствии со средней скоростью велосипеда), реклама и популяризация — все это требует расходов. Но на практике оказалось, что развитие велоинфраструктуры приносит прибыль в казну.
Дело в том, что в среднем 1 км поездки на велосипеде экономит государству около 16 центов (1 км пути на авто только 9 центов). Так происходит за счет сокращения затрат на здравоохранение. В результате бюджет получает новую статью экономии, которая быстро окупает все «велосипедные» идеи, а также позволяет направлять средства в другие сферы. И это помимо отсутствия пробок на дорогах и снижения загазованности…
Япония: велосипед = автомобиль
Очевидно, что в самой развитой стране мира есть разветвленная система велодорожек и парковок. Японцы вышли на следующий уровень: велосипед для них уже не игрушка, а полноценное транспортное средство. Владелец велосипеда должен строго соблюдать нормы и правила, закрепленные на законодательном уровне. Так, запрещена езда в нетрезвом виде, обязательно соблюдение ПДД (в России тоже, но в Японии это отслеживается и карается по всей строгости), необходимо включать фары ночью. Также нельзя разговаривать по телефону во время поездки.
Как только вы приобрели велосипед, необходимо в обязательном порядке зарегистрировать его: сделать это можно в магазине, местных органах власти или полицейском участке. Процедура проходит быстро, а информация о новом владельце вносится в государственный реестр. Фактически отношение к велосипеду и его хозяину точно такое же, как к автомобилю и его собственнику. Велосипед получает номер, и ему присваивают имя владельца.
Такой подход сводит к минимуму разницу между автомобилистом и велосипедистом и выполняет сразу две задачи:
1. Вы можете быть спокойны за свой велосипед (его всегда найдут в случае потери или кражи).
2. На ментальном уровне велосипедист чувствует ответственность и свой статус, что благотворно влияет на популяризацию двухколесного транспорта.
Портленд (США): курсы езды на велосипеде в самом зеленом штате Америки
Уже очень давно в штате Орегон хотели запустить современную систему велошеринга (совместное пользование велосипедами). То не было денег, то эффективного предложения, то детального проекта. В итоге с 2015 года в столице штата начала работать компания Biketown — один из самых современных проектов в области велошеринга.
Проект развивается при поддержке Nike и активно внедряет последние технические и организационные методики работы. Особенности проката следующие:
· металлические U-образные замки, простые и надежные
· бронирование велосипеда через приложение
· велосипеды с системой вала вместо цепи (говорят, что такие «байки» более эффективны и надежны)
Яркие оранжевые велосипеды стали одним из символов города. В Портленде функционирует несколько крупных центров, где профессиональные велосипедисты преподают всем желающим технику правильной, безопасной и эффективной езды. На первый взгляд, это кажется смешным, но давайте подумаем: велоспорт — это серьезная нагрузка на организм и достаточно сложное направление деятельности. Если люди учатся правильно бегать (и это необходимо), то, наверное, нужно уметь правильно кататься на велосипеде, как думаете?
Польша: велопрорыв за 10 лет
У вступления в Евросоюз есть положительные и отрицательные стороны — это неизбежно для любого события. Но именно с помощью ЕС Польша в предельно сжатые сроки превратилась в страну любителей велопрогулок.
За счет реализации программ ЕС по поддержке велодвижения и здорового образа жизни в Польше стали строиться современные системы велодорожек, открываться парковки и пункты проката. Велошеринг в стране-соседке представлен мировым брендом Nextbike. Сегодня проект Rower Miejski («Городской велосипед») работает по всей стране. В большинстве городов условия проката очень привлекательные: первые 20 минут бесплатно, 20-60 минут стоят 2 злотых (около 60 центов), после — 4 злотых за час. При этом сеть пунктов проката систематизирована, и всегда можно через 15-20 минут езды найти новую станцию, поставить велосипед и сразу его же взять — новые 20 бесплатных минут стартовали.
Поляки очень любят велосипеды. Во всех крупных городах в любой день недели на улице много велосипедистов, причем самого разного возраста: увидеть мужчину лет 60 в специальном костюме велосипедиста, в шлеме и с датчиком передвижения на руке — обычное дело. Государство умеренно занимается пропагандой велосипедов, но заботится о комфорте для желающих покататься — именно это является залогом развития велокультуры.
Богота (Колумбия): «зеленый» город и Ciclovia
Неожиданно для многих, но в Латинской Америке отмечается нарастающее внимание к экологии и здоровью населения. По привычке относя этот регион к развивающимся странам, сложно принять, что в отдельных направлениях он ушел вперед.
В столице Колумбии Боготе создана разветвленная сеть велодорожек общей длиной более 300 км и связывающая все районы города. Во многом заслуга развития этого направления лежит на Энрике Пеньялосе — мэре города, который всячески поддерживал экологические проекты, в том числе развитие велокультуры. В результате город заметно преобразился, а экологическая обстановка существенно улучшилась.
Ежегодно в Боготе проходит Ciclovia — день без автомобиля, когда все жители пересаживаются на велосипеды. В соответствии с горячим характером местных жителей, этот день незаметно превращается в своеобразный карнавал. В других городах страны этот своего рода праздник отмечается каждое воскресенье. Настоящий выходной, который люди проводят с удовольствием, посвящая время своему здоровью!
Амстердам и Утрехт (Нидерланды): 60% трафика — велосипедисты
Нидерланды по праву относят к странам с одной из самых развитых велосипедных инфраструктур. Государство маленькое и при желании его можно объехать на двухколесном транспорте. В Амстердаме 60% населения в качестве основного средства передвижения использует велосипеды. Естественно, что в городе почти 500 км велодорожек, система светофоров и дорожных знаков для велосипедистов, множество парковок. Если хотите увидеть, что такое велосипед в современном развитом городе, то просто езжайте в Амстердам.
А вот маленький 200-тысячный университетский город Утрехт не так знаменит на весь мир, хотя имеет просто уникальную инфраструктуру для велосипедистов. С 70-х годов прошлого века власти города непрерывно продвигают идею здорового образа жизни и пересаживают своих жителей на двухколесный транспорт. В городе есть специальные навесные мосты над автострадами для велосипедов. Все бульвары, крупные улицы оборудованы «зелеными» зонами и специальными дорогами для велосипедистов. Это позволяет оперативно добраться к месту назначения, без труда и проблем с трафиком.
Число велосипедов растет, поэтому в районе центрального вокзала Утрехта построена 3-уровневая парковка на более чем 13 000 велосипедов. Сооружений этого назначения и такого масштаба в мире практически нет.
Мальмё (Швеция): велодорожки с именами
47 000 000 евро было вложено в развитие велокультуры в городке Мальмё. За счет этих бюджетных средств построены велодорожки высокого качества, создана сеть парковок, организованы тематические дни (в том числе «День без автомобиля»). В результате уровень жизни в городе вырос, приток туристов также увеличился, а расходы на обеспечение функционирования автодорог существенно сократились. Организация велодвижения в очередной раз доказала свою экономическую выгоду.
Шведы дали многим велодорожкам города имена собственные — так проще отыскать маршрут в навигаторе. И интереснее кататься!
Великобритания: корпоративная велокультура с душем и парковкой
Британцы подали пример локального решения главной проблемы велосипедистов — когда человек отказывается от велопоездки на работу, потому что не может принять душ после нее и оставить велосипед в надежном месте.
Компания Active Commuting устранила эту проблему с помощью современных технологий и промышленного дизайна. На парковке возле главного офиса построено небольшое 2-этажное здание, где можно разместить около 50 велосипедов, созданы камеры хранения, раздевалки и несколько душевых кабинок. Компактные габариты позволяют установить данную конструкцию быстро и качественно. Сейчас компания ищет глобальные проекты и спонсоров для реализации своей технологии. Кто знает, может парковки будущего будут именно такими — с душевыми кабинами и местами для великов.
Крайстчерч (Новая Зеландия): свежий воздух, педали и кино
Ну и напоследок, одна из наиболее беззаботных стран мира. Крайстчерч является самым крупным городом на Южном острове Новой Зеландии. Потрясающая природа этого отдаленного уголка мира в сочетании с приятным климатом и заботой населения о своем здоровье являются гармоничными стимулами для развития велодвижения. Но новозеландцы остаются верными себе и придумывают совершенно необычные проекты — наверное, поэтому они так счастливы.
В Крайстчерче открылся кинотеатр под открытым небом. Вроде, ничего особенного, только вот зрители садятся на велотренажеры и вынуждены изо всех сил крутить педали, чтобы вырабатывать электричество для трансляции фильма.
Активное развитие велоинфраструктуры отмечается в последние 20 лет. До этого времени об организации комфортного катания на велосипедах никто и не заботился. Сейчас все больше проектов такого формата реализуется в разных городах мира: в крупных центрах возводятся специальные дорожки, компании вроде Nextbike (совместное пользование велосипедами) расширяют свою географию. Если история будет развиваться в данном направлении, наши дети точно больше времени будут проводить на велосипеде, а не в машине. И это является настоящим прогрессом!
P.S. Сдерживает развитие велоинфраструктуры в странах СНГ отсутствие денег — удачная отговорка, которой прикрывают любое бездействие. Практика других стран показывает, что при правильной организации даже крупные вливания средств окупаются в срок 5-10 лет, создается долгосрочная возможность для получения экономии, не говоря уже про заботу о населении.
Пора переходить к действиям! Скоро велодвижение выйдет на мировой уровень!
Дмитрий Шевко