Вы думали, что планету разрушает использование ископаемых ресурсов? Но это не единственная проблема такого масштаба! Индустрия быстрой моды истощает и загрязняет водные ресурсы Земли, вызывая долгосрочные негативные последствия для окружающей среды.
Некогда на территории Казахстана существовало внутренне море. Сейчас – лишь пересохшая пустыня. Исчезновение Аральского моря является одной из крупнейших экологических катастроф, связанных со швейной промышленностью. То, что когда-то было домом для тысяч рыб и диких животных, теперь представляет собой обширную пустыню, населенную небольшим количеством кустарников и верблюдов.
Причина исчезновения целого моря проста: течения рек, которые когда-то впадали в море, были перенаправлены – главным образом, для обеспечения водой хлопковых полей. И это повлияло на все – от погодных условий (лето и зима стали более суровыми) до здоровья местного населения.
Водное пространство размером с Ирландию исчезло всего за 40 лет. Но за пределами Казахстана многие об этом даже не знают! Всю сложность ситуации не понять, не оказавшись там, не прочувствовав и не увидев катастрофу своими глазами.
Знали ли вы, что хлопок на такое способен? И это далеко не весь ущерб, который текстильная промышленность способна нанести окружающей среде!
1. Индустрия моды является одним из крупнейших загрязнителей планеты.
Есть убедительные доказательства того, что производство одежды является одним из пяти крупнейших загрязнителей в мире. Эта индустрия неустойчива – люди делают более 100 миллиардов новых предметов одежды из новых волокон каждый год, и планета не может этого выдержать.
Часто по сравнению с другими отраслями, такими как уголь, нефть или производство мяса, индустрию моды люди считают наименее вредоносной. Но на самом деле по уровню воздействия на окружающую среду индустрия моды не отстает от добычи угля и нефти. Например, В Великобритании каждый год на свалку сбрасывается 300 000 тонн одежды. Кроме того, микроволокна, вымываемые из одежды, стали существенной причиной пластического загрязнения рек и океанов.
2. Хлопок – очень неустойчивый материал.
Обычно хлопок представляется нам как чистый и натуральный материал, но на самом деле он является одной из самых неустойчивых культур на планете из-за его зависимости от воды и химических веществ.
Исчезновение Аральского моря является одним из ярких примеров. Несмотря на то, что часть площади моря была спасена от хлопковой промышленности, долгосрочные негативные последствия случившегося просто огромны: потеря рабочих мест, ухудшение здоровья населения и экстремальные погодные условия.
Только задумайтесь: на изготовление одного пакета одежды требуется количество воды, которое один человек мог бы пить в течение 80 лет!
3. Разрушительные последствия загрязнения рек.
Одна из самых загрязненных рек мира – река Цитарум в Индонези – теперь настолько полна химикатов, что в ее водах постоянно погибают птицы и крысы. Сотни местных швейных фабрик сливают химикаты от своих производств в реку, в которой плавают дети и воды которой все еще используются для орошения сельскохозяйственных культур.
Уровень кислорода в реке истощился из-за химических веществ, которые убили в ней всю фауну. Когда местный ученый проверил образец воды, он обнаружил, что она содержит ртуть, кадмий, свинец и мышьяк.
Длительное воздействие этих факторов может вызвать все виды проблем со здоровьем, включая неврологические проблемы, и воздействию этой зараженной воды подвергаются миллионы людей.
4. Многие крупные бренды не берут на себя ответственность за последствия.
Корреспондент HuffPost Стейси Дули приняла участие в саммите по устойчивому развитию в Копенгагене, где встретилась с лидерами таких гигантов быстрой моды, как ASOS и Primark. Но когда она завела разговор об экологических последствиях индустрии моды, никто не пожелал поддержать эту тему.
Дули удалось поговорить с руководителем по инновациям компании Levi's, который откровенно рассказал о том, как компания разрабатывает решения по сокращению потерь воды. «Наше решение заключается в том, чтобы химически разрушать старую одежду с нулевым воздействием на водные ресурсы планеты и делать из нее новое волокно, которое ощущается и выглядит как хлопок», – рассказал Пол Диллинджер. «Также мы делаем все возможное, чтобы использовать меньше воды в процессе производства, и обязательно поделимся со всеми своими наработками».
Реальность такова, что крупные бренды не изменят свои производственные процессы, если кто-то из их руководства не примет такое решение или новые законы не заставят его это сделать.
Индустрия моды использует воду с разрушительными для окружающей среды последствиями. Производители сбрасывают токсичные химические вещества в природные ресурсы. Что-то должно измениться! В силах потребителей отказываться от приобретения продукции брендов с неустойчивыми технологиями производства, чтобы заставить их начать меняться.
Вероника Кузьмина
Источник: HuffPost