Неважно, застали ли вы в силу возраста время, когда полиэтиленовый пакет с ручками – в простонародье «майка» – был в диковинку. Старшее поколение это пластиковое «чудо дефицита» мыло, сушило и с трепетом берегло. Молодежь снисходительно посмеивалась. В начале 2000-х в мире начали производить более 5 триллионов пластиковых пакетов в год, и авоська стала архаизмом из бабушкиного сундука.
Однако все новое – хорошо забытое старое. Авоська вновь обретает популярность, причем в широких кругах. Жители разных стран носят с собой эту незатейливую экосумку. И у них есть на это свои причины:
Экология. Сегодня более чем в 40 государствах мира введен запрет или ограничение на производство полиэтиленовой упаковки. Ни одной страны постсоветского пространтсва в этом перечне нет. В среднем, семья из трех человек ежегодно использует 1500 больших и 5000 маленьких пластиковых пакетов. По самым оптимистичным данным, каждый разлагается более 100 лет. Почему же практически все они оседают на свалках, загрязняют землю и воду?
Полиэтилен относится к пластикам типа №4 (LDPE или PEBD). Это компакт-диски, линолеум, мусорные мешки, пакеты и прочее, что не подлежит сжиганию. ПЭТ-упаковка безопасна для человека и поддается вторичному использованию, но только в теории. На практике же ее переработка – крайне дорогостоящее мероприятие. Главная причина, по которой полиэтилен захватил планету, – его дешевизна. Для того чтобы изготовить пакет из переработанного пластика, тратится примерно на 40% больше энергии, чем необходимо для производства «нового». Пойдут ли на это промышленные гиганты? Каждый из нас сам может ответить на этот риторический вопрос.
А как у других?
- За предложенный покупателю пластиковый пакет продавец в Китае платит штраф в 1500 в долларовом эквиваленте.
- Великобритания заменила пластиковые пакеты на бумажные еще в 2008 году.
- Стоимость бумажного пакета в Эстонии ниже, чем пластикового.
- Если вас поймают на распространении пластиковой упаковки в Макати (Филиппины), придется заплатить 5000 песо (около 300 долларов США).
- Более 80% европейцев выступают за сокращение использования полиэтилена.
Финансы. Несмотря на долговечность экосумки, к ощутимой экономии она не приведет. Тем не менее, люди, использующие «зеленый» шоппер, более благополучны финансово. Интернет-мем «Где же вы, люди, заработавшие миллионы экономией на пакетах?» актуален лишь с точки зрения элементарной математики. Давайте мыслить шире. Отказ от неэкологичной упаковки и предметов быта – один из штрихов портрета современного человека, мыслящего глобально. Целевая аудитория экологичных авосек – миллениалы, чуткие к окружающему их пространству, меняющие мир и историю. Речь идет о принципиально ином мышлении, и личная финансовая составляющая – лишь один из его результатов. «Правильный» миллениал априори успешен.
Как внедрение экосумки в вашу жизнь изменит ваше благосостояние? Здесь работает закон «от обратного». Только попробуйте, хотя бы на авось, и непременно увидите, как меняется ваша жизнь.
Мода. Экосумка – прекрасная возможность для самовыражения. Благодаря разнообразию материалов и цветов – выбрать можно на любой вкус – этот аксессуар давно вышел за рамки использования только при походе за покупками. Авоськи носят в качестве подчеркивающей детали или акцента в образе. Тренды последних сезонов, продиктованные модными домами, не могут не восхищать.
Эпатажное дизайнерское решение в виде сетчатой авоськи с ручками еще пару лет назад казалось подиумным китчем. Сегодня «сеточка» – маст-хэв, реализующий творческие фантазии. Декорированная или в базовом виде, с любым клатчем или дамской сумкой внутри, в стиле «мне нечего скрывать» с содержимым, видным всем окружающим (выберете этот вариант – не забудьте украсить авоську номером Vegetarian). Самовыражайтесь! Будьте примером!
Алена Тимохина
Фото: Юлия Фанчан, Антон Прокша