«Мусорный вопрос» в нашей стране стоит столь остро, что решать его нужно было еще вчера. В данном материале мы совершим небольшую «экскурсию» по полигонам и свалкам, а также узнаем, сколько в России мусоросжигательных заводов, какое количество отходов действительно перерабатывается и в чем заключены основные проблемы на пути к экологичной утилизации мусора.
Сколько полигонов и свалок?
В ноябре 2019 года вице-премьер Алексей Гордеев сообщил, что мусорные полигоны и свалки в России совокупно занимают 4 млн гектаров, то есть 40 тысяч км2, что сопоставимо с некоторыми государствами, вроде Дании (3,9 км2). Площадь полигонов растет на 0,4 млн га ежегодно.
По его мнению, быстро ситуацию может улучшить только строительство новых мусоросжигательных заводов и полигонов. С такой позицией спорят экологи: строительство и запуск МСЗ потребует много времени, больших финансовых вливаний, а на выходе, учитывая нынешнюю ситуацию с принятием решений относительно экологических проектов, задачи проекта могут быть провалены. По данным Счетной палаты, объем отходов растет на 1-2% в год. Такие темпы приведут к истощению мощностей мусорных полигонов в 17 регионах до 2022 года, а еще в 15 – до 2024 года. Эту ситуацию в Счетной палате называют критической.
Улучшить положение может введение высоких технологий для обработки и утилизации отходов, для чего был принят проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». По данным Счетной палаты, с задачей проект не справляется. В нем, например, не прописаны меры по привлечению населения к сортировке мусора, что могло бы облегчить нагрузку на мусорные полигоны. К тому же проект был принят без согласования с регионами, без учета их финансовых возможностей, поэтому комплексного подхода не получилось, 42% субъектов не смогли подтвердить возможность его выполнения.
Со свалками ситуация сложнее. «Би-би-си», ссылаясь на Счетную палату, сообщали, что в России 8 232 официальных свалок и 27 тысяч неофициальных. Из числа официальных 916 расположены в границах городов. Проект «Чистая страна», направленный на ликвидацию всех городских свалок, предусматривает рекультивацию только 191 свалки, что не выполняет задачу проекта и очень слабо решает вопросы по рекультивации остальных свалок.
Сколько мусоросжигательных заводов?
На 2017 год в России существовало 243 мусороперерабатывающих и 10 мусоросжигательных заводов. Компания «Ростех» в мае 2020 года сообщила, что вместе с «Росатомом» и ВЭБ.РФ собирается возвести 25 новых МСЗ – в разных регионах они заработают в 2021-2022. По заявлениям корпораций, на эти заводы будет поступать отсортированный мусор, из которого путем сжигания будет производиться электроэнергия. Экологи раскритиковали инициативу «Ростеха», утверждая, что от сжигания мусора будет образовываться токсичная зола и шлак. «Ростех» предполагает, что золу будут цементировать, а шлак частично перерабатывать, а частично использовать для строительства дорог. При этом мусоросжигательные заводы активно применяются развитыми странами с нехваткой земли, вроде Дании и Японии, которые затем используют полученную энергию. В самой Европе мусоросжигание не считается лучшим решением – уничтожить удается только 70% отходов.
О том, почему мусоросжигание – это путь в никуда, мы писали ранее. Кроме того, мифы о пользе сжигания мусора развеяла Татьяна Честина, председатель правления движения ЭКА, член Альянса против сжигания и за переработку отходов. Она отметила, что Швеция действительно сейчас вынуждена импортировать мусор из других стран, потому что процент собственных отходов, направляемых на переработку, постоянно увеличивается. То есть за счет роста переработки уменьшается количество смешанного мусора для сжигания. Страна попала в «ловушку»: работа МСЗ предполагает регулярное поступление определенных объемов мусора, и так как Швеции попросту не хватает своего мусора, она вынуждена и увеличивать переработку, и тратить бюджет на закупку мусора.
Важно, что для минимизации вреда, причиняемого экологии и здоровью людей от работы МСЗ, необходимо использовать исправное оборудование, регулярно заменять фильтры и т.д. Даже при наличии дорогого оборудования, будут ли его правильно эксплуатировать и соблюдать все меры? Гарантировать это в российских реалиях невозможно.
Еще один важный аргумент против мусоросжигания – огромные затраты на строительство и поддержание работы МСЗ. Из-за того, что основные средства будут направлены в эти проекты, развитие действительно экологичной переработки мусора замедлится или даже отложится на долгие годы.
Чтобы не дать мусоросжиганию в стране победить переработку, на сайте РОИ («Российская общественная инициатива») создана петиция «За отказ от мусоросжигания и за предотвращение образования отходов». Когда она наберет 100 тысяч подписей, ее обязаны будут рассмотреть в правительстве.
Мы можем наблюдать, как регионы выполняют задачи по экологии: чувствуется отсутствие общего понимания, единого вектора, одной дорожной карты по тому, как и почему нужно принимать в работу экологические проекты. В таких условиях есть опасения относительно того, как «Ростех» и партнеры компании будут на практике реализовывать проект, финансировать строительство этих заводов, как наладят конвертацию сжигаемого мусора в электроэнергию, как действительно будут обрабатывать 30% шлака и токсичной золы. Многовато вопросов, повисших в воздухе.
Поможет ли переработка?
По данным Счетной палаты, сейчас объемы переработки не превышают 7-10%, хотя уже запущены проекты, которые в будущем должны показать куда более высокие цифры. На данный момент 90% мусора отправляются на полигоны и свалки, которые «зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства», следует из доклада 29 сентября 2020.
Нужно не только сортировать мусор, но и стараться не создавать нового, производить и пользоваться товарами, которые могут быть использованы несколько раз. Со стороны государства предпринимаются шаги по внедрению программ по сортировке мусора и применению высоких технологий для утилизации отходов, но значительная часть субъектов не берутся их вводить, хотя бы из-за проблем с финансированием – программы являются дорогостоящими для регионов. В итоге принятые проекты, которые, кажется, введены уже слишком поздно, не отвечают требованиям, которые на них возложены. Их параметры уже нужно пересматривать.
Из 67 региональных программ, только в 39 регионах предпринимают шаги по сортировке мусора, лишь в 33 наблюдается баланс между образованием твердых коммунальных отходов и обращения с ним – утилизация и переработка. Только в 19 субъектах к сфере обращения с мусором привлечен бизнес.
Мусорная реформа и попытки решения вопроса
Проблемы в области отходов признают на самых высоких уровнях – об этом говорит президент, депутаты Госдумы, члены правительства. С каждым днем эту проблему игнорировать все сложнее и сложнее даже тем, кто не верит экологам и активистам.
В этом случае может помочь трехстороннее движение бизнеса, государства и населения, которое может объединить усилия в снижении производимого мусора, в увеличении его ликвидации. Ведущий научный сотрудник Института природопользования и экологической политики ВШЭ Нина Коробова предполагает, что увеличить количество перерабатываемого мусора в России с 10% до 40% можно за 10-15 лет. За это же время должны быть рекультивированы существующие полигоны, которые давно израсходовали свои мощности – вместо них через какое-то время после рекультивации можно создавать парки.
Должны вводиться новые правила при выбрасывании мусора, чтобы граждане сами стремились к его сортировке, были осведомлены, почему это важно и – самое главное – имели возможность делать это быстро и удобно. В общественных местах можно создавать больше урн для сортировки мусора, а дома устанавливать измельчители пищевых отходов, которые можно будет потом отправлять на компостирование. Использование пластика должно быть сокращено, хотя иногда неясно, что лучше бумажный пакет или пластиковый, учитывая, что в процессе создания бумажного затрачивается значительно больше ресурсов и может остаться больше отходов.
Мы можем изменить эту ситуацию – вместе. Мы можем рассказывать об экологии родным, близким, друзьям, коллегам по работе, случайным собеседникам. Мы можем читать и узнавать об экологии больше, посещать мероприятия по ее защите, вступать в клубы и объединения и сами стараться помогать нашей природе переживать порой тяжелое бремя жизнедеятельности человека. Мы можем подавать остальным пример своими собственными экологическими привычками – сортировать по возможности мусор, узнавать про пункты приема отходов. Можно чаще использовать тканевые пакеты для покупок, стараться использовать меньше пластика, пользоваться брендами, которые используют экологичную продукцию – чаще всего они сами вам об этом сообщат.
Не выкидывайте эту газету – передайте ее друзьям, процитируйте несколько фраз близким, расскажите о ней и об экологических проблемах, кто о них еще не задумывается, станьте небольшим экологическим рупором. К «новичкам» в теме отношусь и я, но что-то внутри заставило меня начать интересоваться вопросом глубже. Мы можем улучшить наше положение, хотя бы тем, что все будем информированы о том, что происходит с экологией в наших городах и странах.
Александр Козлов