В картинных галереях и парках скульптур, в ротондах и атриумах, рядом с инсталляциями современных художников и шедеврами старых мастеров – где только не проводят занятия по йоге. За последнее десятилетие все больше музеев Америки и Европы предоставляют посетителям возможность практиковать йогу в своих пространствах. Только ли привлекательной площадкой для занятия выступает музей в этом союзе? Для чего музеи «впускают» в свои залы практикующих йогу? Обратимся к конкретным примерам, чтобы понять, какие взаимоотношения с произведениями искусства появляются, когда йога приходит в музей.
Опыт музейных институций
Тренд на проведение занятий по йоге в американских музеях зародился еще в конце 2000-х годов. Сначала это были отдельные инициативы небольших региональных музеев, но в последние несколько лет йогу включают в свои программы и крупные институции. Например, такой титан среди музеев как MoMA (Музей современного искусства, Нью-Йорк) раз в месяц предлагает посетителям возможность насладиться безмятежными утренними часами, когда залы еще не заполнены толпами людей. Программа «Тихие утра» начинается с часового класса виньяса-йоги под аккомпанемент струнных инструментов. После – короткая сессия направляемой медитации, а в завершение занятие по рисованию. Подобный опыт, по мнению организаторов, позволяет замедлиться, внимательнее рассмотреть произведения искусства и получить заряд вдохновения. Бруклинский музей проводит двухчасовые классы йоги на 300-400 человек. Как заявлено в описании программы, через практику йоги и соприкосновение со своим телом и духом занятия в окружении произведений позволяют установить глубокую и наполненную смыслом связь с искусством. Интересный подход к занятиям представил Балтиморский музей. Инструктор, проводившая классы, была также и бакалавром искусств. Используя свой опыт, она выбирала такие инструменты йогической практики, которые наилучшим образом подводили бы практикующих к дальнейшему восприятию художественных особенностей и смыслов произведений. Инструктор выделяла определенный аспект в практике йоги и проводила параллель с конкретным произведением искусства. Например, у инсталляции «Вода» Гонзалеса-Торреса, предполагающей прямое взаимодействие со зрителем, ученикам предлагалось практиковать элементы парной йоги. Конечно, это уникальный случай, когда в человеке, проводящем занятие, соединяются две компетенции – опыт преподавания йоги и знание истории искусства и коллекции конкретного музея.
Таким образом, для большинства музейных институций проведение занятий по йоге – это еще одна возможность актуализировать свои коллекции.
Для музеев восточного искусства включение практик йоги более очевидное и является как бы естественным продолжением коллекции. И снова обратимся к опыту американских музеев. Экспозиция Музея Рубина в Нью-Йорке представляет произведения искусства, происходящие из Гималаев, Тибетского нагорья, Индии и соседних регионов, где практика йоги живет не одно тысячелетие. Музей организует дискуссии с участием учителей йоги и искусствоведов. Они обсуждают философский аспект йоги и его визуальную репрезентацию в конкретном произведении из экспозиции. «Вдохновением для запуска этой программы является вера в то, что йога – это система философии и практики, которые направлены помочь людям привести в равновесие ум и тело, чтобы трансформировать свой опыт. Подобно йоге арт-объекты из коллекции музея стремятся соединить в себе мирское и трансцендентное», – говорится в описании программы музея. Анализ произведения искусства позволяет участникам усвоить обсуждаемые концепции. Пожалуй, из всех упомянутых выше примеров Музей Рубина предлагает такой формат, который обогащает посетителей не только с точки зрения знаний о музейной коллекции, но и дает более глубокое понимание йоги как философской системы.
В России подобные инициативы пока единичны. В летнее время года московский музей «Гараж» организует практики йоги на крыше. Другой пример – Нижегородский государственный художественный музей, который предлагает практикующим прослушать короткую лекцию о художнике и его произведении перед началом занятия по йоге.
Выставочные проекты, посвящённые йоге
Интерес к йоге настолько возрос, что искусствоведческая наука не могла обойти его стороной. В 2013 году в США была проведена выставка-исследование «Йога: искусство трансформации», которая открывала поле научного исследования наследия йоги в визуальном искусстве. Среди экспонатов были храмовые скульптуры, религиозные изображения, древние манускрипты, миниатюры и другие экспонаты, представляющие трансформацию йогической дисциплины на протяжении 2000 лет. К выставке было издано уникальное издание, представляющее большой интерес и для современных практиков йоги. Первой выставкой, прошедшей в Британском музее после локдауна в 2020 году, была «Тантра: просветление к революции». Проект рассказывал о революционной силе тантры, изменившей религиозный, культурный и политический ландшафт Индии и других стран.
Йога в музее: критика
Скептически настроенные к набирающему тренду проведения практик йоги, да и любых других видов физических активностей (в некоторых музеях проводят занятия по танцам, фитнесу и даже фехтованию), говорят о том, что произведения искусства в этом случае выступают только как декорации. На это можно возразить следующим тезисом: физические упражнения способствуют притоку крови к мозгу, то есть улучшают когнитивные функции и повышают концентрацию внимания, способствуя восприятию произведений искусства. Но кроме положительного воздействия на способность перцепции искусства есть ли что-то общее у у музея и практики йоги?
Что объединяет практику йоги и музей
Художественный музей – это место рефлексии, где можно найти утешение, вступая в диалог с произведениями искусства. Этот опыт созерцания позволяет нам идти глубже в себя. Помимо физической стороны йога – это практика работы с собственным сознанием. Кому-то занятия йогой помогают найти убежище внутри себя. Для многих тем же становятся и музеи. Не случайно на карнизе над парадной лестницей Пушкинского музея высечена надпись на древнегреческом: «Прибежище людям в несчастьях – искусство».
Через внешнее к внутреннему – вот, что объединяет практику созерцания искусства и практику йоги.
Оказываясь в музее, мы замедляемся, замолкаем, становимся более внимательными. Поэтому, на мой взгляд, йога в музейном пространстве может стать прекрасным дополнением практике созерцания и проживания мгновений встречи с произведениями искусства. А также обогатить наш опыт и подсветить то, чего раньше мы не замечали.
Текст: Варвара Новикова (Шкерменева)
Telegram: @varvara_is_typing
Фотограф: Александр Гулинов